главная | биография | лекции | книги | аудио | путешествия | фестивали | УЧЕНИКАМ
ПРОГРАММА ЗАБОТЫ ОБ УЧЕНИКАХ И ДРУГИХ ПРЕДАННЫХ

Дорогие преданные, мы рады представить вашему вниманию программу заботы Гуру Махараджи об учениках и преданных, которую он отредактировал. Это очень важная приоритетная часть деятельности Гуру Махараджи, которой он уделяет неослабное внимание на протяжении уже 7 лет. Для того, чтобы эта программа слаженно работала, необходимы усилия многих преданных. Гуру Махараджа хочет охватить всех своих учеников такой заботой. Нам нужны координаторы помощи на местах. Став таким координатором, вы можете помочь этой программе Гуру Махараджи. В следующей части мы расскажем о роли таких координаторов помощи на местах и о всех других составляющих этой программы.

 

Программа заботы об учениках и преданных.

Вступление.

1. Краткая история.

ЕС Джаяпатака Свами Махараджа ввел программу заботы об учениках и преданных в 1998 году, получив вдохновение от Шрилы Прабхупады в его пушпа-самадхи мандире в Маяпуре. Цель этой программы - усилить заботу о преданных ИСККОН. Гуру Махараджа стал экспериментировать и попытался на практике больше заботиться о преданных, а также стать более доступным для общения.

Кришна по-разному взаимодействует с преданными в зависимости от их настроения. Будучи представителем Кришны, Гуру Махараджа также по-разному отвечает преданным в зависимости от настроения того человека, который обращается к нему. Гуру Махараджа хочет, чтобы его общение с преданными основывалось на том, что преданные ждут от него, будь-то помощь, забота или его личный интерес к их духовной жизни. Являясь одним из лидеров ИСККОНа, Гуру Махараджа всегда стремиться помогать людям. Он не хочет, чтобы те, кто обращаются к нему за прибежищем, помощью или духовным общением, уходили разочарованными, поскольку считает, что они посланы ему Самим Кришной. Со своей стороны он хочет сделать все от него зависящее, чтобы помочь и послужить им. Он также хочет, чтобы такое понимание развил каждый из нас. Если нам удастся воплотить в жизнь этот подход к людям, тогда никто не захочет уходить из ИСККОН, удивительной семьи Шрилы Прабхупады.

2. Результат внедрения программы заботы о преданных.

1. В ответ на программу заботы Гуру Махараджи тысячи преданных откликнулись, дав свою оценку его деятельности.

2. Открытость Гуру Махараджи удержала в ИСККОНе многих преданных (в чем они сами признались Гуру Махарадже).

3. Гуру Махараджа смог помочь многим преданным в их духовной жизни.

4. Гуру Махараджа помог многим преданным укрепить отношения с их духовными учителями в критическое для них время.

5. Члены групп бхакти-врикша и кураторских групп вдохновились его личным вниманием и очень усилили свою проповедь.

6. Гуру Махараджа признает, что благодаря этой программе он познакомился и поддерживает отношения со многими удивительными преданными. Это сделало его опыт сознания Кришны более полным и приносящим большее удовлетворение.

Взаимоотношения Гуру и Ученика -- их взаимные ожидания.

1. Обязанности Гуру.

А. Основные обязанности.

Гуру Махараджа объясняет: "В шастрах говорится, что главным образом гуру ответственен за то, чтобы руководить духовной жизнью учеников, помогая им принимать правильные решения (в этом заключается роль гуру как шикша- и дикша-наставника), передавая их служение Господу Кришне и разъясняя им сознание Кришны".

Б. Дополнительная забота Гуру Махараджи об учениках.

В дополнение к перечисленным выше обязанностям Гуру Махараджа приводит следующие: "Я пытаюсь быть духовным отцом, что делает отношения с учениками более личностными. Благодаря этой черте такая роль духовного учителя превосходит роль духовного учителя гурукулы. Это нелегко делать, если принять во внимание физическое расстояние, которое часто разделяет нас.

Когда ученики испытывают кризис, я хочу быть рядом с ними, чтобы поддержать их и придать им сил преодолеть трудности. Также я хочу, чтобы они знали, что я действительно забочусь о них. Это тоже важно".

Когда ученики "растут", то духовный учитель уделяет им много внимания, как ребенку его заботливый родитель. Но когда они "вырастают" и становятся более зрелыми в сознании Кришны, они уже не нуждаются в таком же внимании, которое духовный учитель уделял им в начале.

В. Дополнительная забота об учениках, выходящая за рамки обязанностей Гуру Махараджи, которую он иногда может проявлять по своей беспричинной милости.

Шрила Прабхупада говорил, что существует много областей, которых гуру не должен касаться, а именно проблемы семьи, бизнеса и материальные советы. Иногда гуру помогает в решении таких вопросов несмотря на то, что это выходит за рамки его обязанностей. Духовный учитель руководит преданным в той степени, в какой это необходимо для того, чтобы тот успешно практиковал свое сознание Кришны. Например, для духовной жизни важно выбрать партнера по браку. Поскольку это чрезвычайно деликатное дело, оно может закончится неудачей. Поэтому Гуру Махараджа оказывает очень важную помощь, когда отвечает на многочисленные письма преданных с просьбой помочь им решить подобные проблемы. Несмотря на то, что по своей беспричинной милости Гуру Махараджа предоставляет нам такую помощь, как ученики мы должны стараться не беспокоить его по этим вопросам и вместо этого обращаться за помощью к старшим грихастхам.

Г. Другие важные мотивы, побуждающие Гуру Махараджу больше заботиться о преданных.

Гуру Махараджу очень заботит духовное благополучие и продвижение всех своих учеников и тех преданных, которые нуждаются в его заботе, помощи и руководстве. Однако, он считает, что недостаточно работает в этом направлении из-за множества своих других обязанностей (Гуру Махараджа является членом Джи-Би-Си, региональным секретарем, со-директором Маяпура, Министром Проповеди Прихожанам, Председателем Благотворительного Фонда Бхактиведанты и занимает ряд других постов), а также из-за чрезвычайных ситуаций, которые возникают время от времени, таких, как, например, проблемы с ритвиками или же судебные разбирательства. Поэтому Гуру Махараджа прилагает еще больше усилий к тому, чтобы внедрить новую стратегию и иметь более личностные отношения со всеми преданными. Также Гуру Махараджа считает, что такой профилактический подход в общении с учениками поможет не только решить проблемы учеников на начальной стадии, но и вообще предотвратить их.

Д. Углубление взаимоотношений дикши и шикши.

Желанием Гуру Махараджи является углубить взаимоотношения с его учениками, давая им наставления (шикшу). Гуру Махараджа не удовлетворен одним лишь фактом инициации. Посредством шикши Гуру Махараджа хочет обеспечить:

1) продолжающееся обучение.

2) личную заботу по индивидуальной просьбе об этом.

3) адекватные наставления, необходимые ученикам для того, чтобы они могли стабильно прогрессировать в духовной жизни.

4) совершенствование позиции и взглядов учеников, а также их деятельности и желаний.

5) вовлечении учеников/преданных в служение в соответствии с их возможностями.

6) условия жизни учеников, которые были бы благоприятны для их духовного прогресса, а также необходимую им поддержку.

Гуру Махараджа хочет приблизить учеников не только к себе, но и к Шриле Прабхупаде, который всегда заботится о нас и следит за нами как наш основатель-ачарья, самый выдающийся шикша-гуру и духовный дедушка, делая это от имени предшествующих ачарьев и Господа Чайтаньи Махапрабху.

Е. Другие способы усилить заботу, которые не требуют личного участия Гуру Махараджи.

Гуру Махараджа написал: "Совершенно очевидно, что один я ограничен в том, сколько времени посвятить каждому человеку". Поэтому Гуру Махараджа далее перечисляет следующие категории помощи Его Божественной Милости.

"Шрила Прабхупада подчеркивал: "Сначала ученикам требуется больше помощи, но по мере их роста в Сознании Кришны они также могут помогать духовному учителю заботиться о своих младших духовных братьях и сестрах". Гуру Махараджа приводит пример преданных-консультантов, которые оказывают помощь группам преданным Маяпура в их духовном прогрессе. Президенты храмов и кураторы также заботятся о преданных от имени Духовного
Учителя. Поэтому Гуру Махараджа хочет улучшить связь с ними. Гуру Махараджа рад, если ученик хочет получать дополнительную поддержку, в виде шикши (наставлений) от других духовных братьев. Прежде чем начать делать это, ему следует попросить на это благословлений Гуру Махараджи. Но в то же самое время Гуру Махараджа хочет, чтобы его собственные взаимоотношения с учеником развивались должным образом и стали наиболее
глубокими и полными".

2. Обязанности ученика.

Далее Гуру Махараджа отметил, что предполагается, что ученик должен действовать, основываясь на взаимоотношениях гуру и ученика и обоюдном обмене. "На самом деле понятие заботы об ученике не является полностью традиционным. Шрила Прабхупада говорил, что обязанность ученика - служить гуру и задавать ему вопросы. Он сравнивал ученика с теленком, который подходит к корове, чтобы напиться молока. Корова не бегает за теленком, чтобы дать ему молока, и поэтому у здорового теленка должен быть хороший аппетит, котоый приведет его к корове. Подобно этому, предполагается, что "здоровый" ученик должен сам приближаться к гуру, чтобы получить нектар, который ему необходим. Проблема заключается в том, что из-за влияния Кали-юги, которое появляется как майя, плохое общение, отсутствие должной коммуникации, а также из-за расстояния и многих других препятствий, ученик порой "заболевает" и поток общения между ним и гуру иногда прерывается. Такой нездоровый ученик нуждается в дополнительной заботе. И поэтому несмотря на то, что в действительности сам ученик должен приближаться к гуру, я стараюсь проявлять больше заботы, чем это требуется согласно минимальному стандарту, поскольку это доставляет удовольствие Шриле Прабхупаде и Господу Шри Кришне. Поэтому очень важно иметь профилактический подход к ученикам, поскольку это предотвращает возникновение у них нездорового состояния".

Поэтому Гуру Махараджа старается лично проявлять интерес к жизни учеников через постоянные личные контакты с ними. Он много путешествует, чтобы непосредственно встречаться с учениками, давая им свое личное общение, руководство и помощь, а также узнавать об их духовном прогрессе от координаторов помощи на местах. Помимо этого время от времени он посылает вдохновляющие письма, адресованные всем ученикам. Гуру Махараджа основал секретариат в Маяпуре и создал целую сеть Координаторов Помощи и Заботы. Таковы некоторые аспекты его деятельности, которые могут создать картину его усиленной заботы об учениках.

На основе вышесказанного мы можем понять, что служение Гуру Махараджи намного превосходит объем обязанностей, предписанных ему ведической традицией. И даже если ученик по какой-то причине не обращается к Гуру Махарадже за духовным вдохновением, хотя ему и полагается это делать, все равно Гуру Махараджа из своей любви старается всевозможными способами дать ему то, в чем он нуждается. В "Бхагавад-гите" (4.34) говорится, что человеку следует обратиться к духовному учителю: тад виддхи пранипатена, парипрашнена севайа. Существуют 3 аспекта приближения к духовному учителю: пранипат,
парипрашна, сева. "Пранипат", или "со склоненной головой", означает смиренное состояное сознания. "Парипрашна" означает вопрошание о конкретных духовных темах и преданном служении. И "сева" означает "в настроении служения" или "с желанием служить". Только когда мы можем предложить гуру эти 3 аспекта, в отношениях гуру и ученика будет существовать взаимный обмен, и мы сможем полностью впитать его милость.

Продолжение следует.

©JPS-disciples - Moscow 2007
Hosted by uCoz