главная | биография | лекции | книги | аудио | путешествия | фестивали | УЧЕНИКАМ
ШРИ ЧАЙТАНЬЯ-ЛИЛА (ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ)

Шри Чайтанья-лила

Безграничные нектарные игры Шри Чайтаньи Махапрабху - это сама жизнь Его преданных. Благодаря Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который блестяще перевел "Шри Чайтанья-чаритамриту" Кришнадаса Кавираджа Госвами и дал комментарии к ней, мы имеем возможность читать этот великий труд. Делая доступными другие литературные произведения об играх Шри Чайтаньи Махапрабху, изначально записанные на бенгали и санскрите, Шрила Джаяпатака Свами составляет книгу различных игр Шри Чайтаньи Махапрабху, которую он назвал "Шри Чайтанья-лила". Вашему вниманию предлагается отрывок из начального варианта книги.

Глава 1

Господь Кришна, Верховная Личность Бога, нисходит в этот материальный мир из духовной обители один раз в день Брахмы. Ведические писания предсказывают, что, спустя 5000 лет после явления Кришны, Господь снова придет в век Кали в облике преданного, и Его будут сопровождать Его вечные спутники и экспансии. В 16 веке вечные спутники Чайтаньи Махапрабху спустились из духовного мира и родились в городе Навадвипе, расположенном в индийском штате Бенгалия. Многие другие чистые преданные явились также в других частях Индии. Некоторые их них родились на востоке Бенгалии в Саптаграме, некоторые пришли в западную часть Бенгалии, называемую Радхадеша, по которой не протекает Ганга. Другие спутники Господа Чайтаньи явились в Ориссе и на западе. Но большинство из них родились в Навадвипе, и многие явились также в деревне Шри Хатта. Среди них были Шривас Тхакур, Шри Рама Пандит, Шри Чандрашекхара, Шри Мурари Гупта и другие. В Чаттаграме, расположенном в Восточной Бенгалии, явился глава всех вайшнавов Пундарика Видьянидхи, а также Васудева Датта. Харидас Тхакур также явился в Бенгалии.

Господь Баларама, первая экспансия Господа Кришны, явился до Его прихода, чтобы сделать необходимые приготовления для Его игр. Господь Баларама пришел как Нитьянанда в семью чистого преданного Хадая Пандита и его верной жены Падмавати деви, которые жили в части Бенгалии, называемой Радхадеша, по которой не протекает Ганга. В тот момент, когда явился Господь Нитьянанда, с неба пролился дождь из цветов, потому что возвращение Господа Баларамы благословило землю. Таким образом все было готово к тому, чтобы согласно предсказаниям Сам Господь низошел в священный город Навадвипу.

Несравненная Навадвипа расположена на берегах священной реки Ганги. Будучи в то время столицей культуры, образования и религии, она стала живой легендой. В Навадвипе сотни и тысячи людей каждый день одновременно принимали омовение в священной Ганге. Как старики, так и молодежь поклонялись Ганге таким образом. Навадвипа была наполнена великими учеными и профессорами, которые очень гордились своими познаниями. Даже молодой человек мог бросить вызов старому профессору, чтобы испытать свою собственную ученость. В Навадвипу стекались люди со всей Индии. Но хотя Навадвипа и была центром всего образования, чистым преданным Господа было больно смотреть на то, что люди в целом просто стремились наслаждаться материальным счастьем. Несмотря на большое количество религиозных церемоний у основной массы людей в действительности не было чистой преданности Господу Кришне и Господу Раме. В предыдущие эпохи было предсказано, что у людей нынешнего века Кали не останется преданности, и они будут полностью погружены в материальную деятельность. В то время уже наблюдались первые признаки этого предсказания.

Жители Навадвипы занимались различной мирской религиозной деятельностью, поклонением полубогам и воспеванием гимнов. Люди также поклонялись богиням Мангале Чанди и Вишахари. Они очень гордились своим поклонением различным полубогам и богиням. У них не было чистой преданности Верховной Личности Бога. Они просто поклонялись подчиненным Ему полубогам ради обретения материальных благ и благословений. Основная масса населения думала лишь о том, как потратить деньги на религиозные обряды, проводившиеся просто напоказ. Люди делали куклы в виде полубогов и богинь и затем поклонялись им, предлагая им различные подарки. После этого они выбрасывали эти куклы в реку, и на этом церемония поклонения заканчивалась. Вместо того, чтобы поклоняться вечному Верховному Господу, даже так называемые благочестивые люди были просто погружены в поклонение невечному. Члены уважаемых семей жрецов-брахманов изучали лишь те разделы Вед, которые учили тому, как наслаждаться мирной и счастливой материальной жизнью. Они не могли применить на практике заключительные наставления Вед относительно того, как вырваться из круговорота рождения и смерти этого материального мира. Если кто-то и был в состоянии совершать аскезы с целью отречения, такой человек начинал сильно гордиться этим и поэтому даже не повторял святые имена Господа. Авторитетным процессом самоосознания для века Кали является повторение святых имен Господа. Но в то время люди в целом не делали этого. Существовала концепция, будто бы повторение первичных имен Верховной Личности Бога нечистым человеком является оскорблением и приводит к утрате могущества святого имени. Поэтому считалось, что повторять святые имена можно только во время омовения в Ганге, в результате которого люди освобождались от всех грехов. Люди произносили святые имена Кришны, Верховной Личности Бога, только тогда, когда стояли в Ганге. Хотя в то время существовало много знатоков "Бхагавад-гиты" и "Шримад-Бхагаватам", которые могли читать эти священные писания, никто из них не был в состоянии объяснить их в духе бхакти-йоги, процесса преданного служения. Это могли сделать лишь немногие чистые преданные Кришны, большинство из которых низошли на землю, чтобы встретить Верховную Личность Бога. Приближалось время Его явления. Эти чистые преданные Господа Кришны каждый день повторяли Харе Кришна маха-мантру. Они были заняты преданным служением - совершали омовение в Ганге, убирали храм, служили Божествам Господа, пили чаранамриту, повторяли Харе Кришна маха-мантру и обсуждали трансцендентные игры Господа Кришны в кругу преданных. Но несмотря на то, что преданные хотели научить пандитов и других жителей Навадвипы этим принципам и пытались делать это, они не находили в их сердцах никакого отклика и встречали лишь открытое противостояние своим действиям. Материалистичные пандиты убеждали людей, что шастры строго запрещают постоянное повторение имен Вишну, за исключением лишь того времени, когда человек принимает омовение в Ганге. Они говорили, что обычный человек не чист и поэтому не может повторять святое имя Господа. Однако, благодаря чистоте Ганги, он мог повторять имена -- Говинда, Пундарика, Вишну, Кришна и другие -- во время омовения в ней и ни в каком другом случае. После завершения омовения никому не разрешалось даже произнести имени Кришны. Когда преданные повторяли джапу, вели киртан или прославляли святые имена Господа, они встречали открытую критику и противостояние со стороны материалистичных брахманов и пандитов. Чистые преданные Господа Кришны регулярно изучали "Бхагавад-гиту" и "Шримад-Бхагаватам", которые описывают славу практического преданного служения Господу. "Шримад-Бхагаватам" провозглашает, что преданность Господу без примеси желания обрести материальные блага, мистические силы и освобождение является высшим совершенством жизни. Несмотря на то, что пандиты-материалисты знали и изучали "Бхагавад-гиту" и "Шримад-Бхагаватам", они не объясняли их в духе преданного служения как цели жизни. Вместо этого они учили людей тому, что единственной целью деятельности в духе преданности и других религиозных занятий было увеличение материального чувственного удовлетворения.

Они полагали, что цель жизни -- получить хорошее рождение, материальное богатство, материальное знание, материальную красоту и хороших детей. Согласно их концепции, в жизни не было другой цели. Некоторые редкие души считали желанной конечной целью духовной практики освобождение в брахмаджьоти. Чистое преданное служение было скрыто даже от брахманов, что уже говорить о других членах общества. Когда чистые преданные Господа Кришны видели такой материализм жителей Навадвипа-дхамы, они испытывали глубокую скорбь. Они могли видеть, что несмотря на то, что люди этого мира внешне занимались различного рода религиозной и культурной деятельностью, в действительности они отвернулись от преданного служения Верховной Личности Бога, Бхагавану Шри Кришне. Преданные пытались проповедовать этим сбитым с толку и запутавшимся брахманам. Но ответом на их милость была еще более яростная атака со стороны этих высокомерных брахманов Навадвипы. Эти брахманы-материалисты гордились своими преходящими познаниями санскрита и Вед. Они были абсолютно невосприимчивы к посланию о чистом преданном служении. Чистые преданные Кришны, которые воистину являются пара дукха дукхи, чувствовали печаль при виде страданий других людей в результате их забвения Кришны. Чистые преданные могли видеть, что иллюзорная энергия, майя, полностью сбила с толку обусловленные души, и поэтому им приходится принимать чувственное удовлетворение за цель жизни. Они были лишены истинного нектара чистого преданного служения Кришне. Эти обусловленные брахманы не могли понять славы чистого преданного служения. Кали-юга начиналась с подобной деградации брахманов, и это стало основой будущего прогресса животного образа жизни, основанного на атеистическом материализме и имперсонализме. Вместо того, чтобы повторять святые имена Кришны и танцевать во время санкиртаны - совместного воспевания, люди Навадвипы танцевали под песни, прославляющие различных полубогов. Пение, танцы и игра на барабанах не были чем-то необычным в Навадвипе. Но все это совершалось как поклонение различным богиням, таким как Васули, или как поклонение якшасам. Этим демонам и богиням даже предлагали вино и мясо. И вот во время такого печального ликования одурманенных обусловленных душ, сбитых с пути материалистичными брахманами Навадвипы, все вайшнавы собирались в доме Шри Адвайты Госая и по нескольку часов в день слушали Кришна-катху, трансцендентные игры Господа Кришны. Все уважали Адвайту Прабху как человека, который обладал полным трансцендентным знанием о преданном служении и истинном отречении. В то время он был самым выдающимся духовным учителем и всегда объяснял шастры в духе чистого преданного служения Кришне. Он всегда говорил о том, что чистая преданность Кришне является сутью всего. Адвайта Госаи ежедневно совершал дома преданное служение, с великим энтузиазмом и преданностью предлагая Господу Кришне цветы Туласи и воду Ганги. Вайшнавы всегда испытывали огромное наслаждение в обществе Адвайты Госая. Все уважали его за ученость и высокое положение брахмана. Он был источником безграничного счастья для чистых вайшнавов. Запутавшиеся брахманы не испытывали счастья при виде деятельности Адвайты Госая, но открыто не препятствовали ему.

Адвайта Госай переехал в Навадвипу из Шантипура утверждать преданное служение Господу Шри Кришне. Другими преданными Навадвипы, которые приходили общаться с Адвайтой Прабху, были Шривас Пандит и три его брата - Шри Рама, Шри Пати и Шри Нидхи. Обычно они каждый день приходили послушать класс по "Шримад-Бхагаватам", который давал Адвайта Ачарья. Другие преданные также приходили слушать "Бхагаватам" от Адвайты Госая и общаться с чистыми преданными. Среди них были Шри Чандрашекхара, Джагадиш Пандит, Гопинатха Пандит, Шриман Пандит, Мурали Гупта, Шри Гаруда Пандит и Гададхара Пандит.

Шривас Тхакур вместе со своими тремя братьями каждый вечер устраивал харинаму в своем саду, громко воспевая маха-мантру. Когда атеисты узнали об этом, они стали протестовать против того, что Шривас воспевал святые имена Кришны. Они начали советоваться друг с другом: "Чем занимается этот человек? Этот брахман станет причиной гибели всей деревни. Прослышав о громком воспевании имени Кришны, мусульманский император приедет сюда и уничтожит всю  Надию". Кто-то другой сказал: "Давайте прогоним этого брахмана из нашей деревни вместе со всей его семьей, разрушим его дом и выбросим все его имущество в Гангу. Из-за того, что он оскорбительно воспевает святые имена Кришны, богиня процветания не придет в эту деревню. Мы должны немедленно заставить его замолчать, иначе он погубит всех нас". Так атеисты серьезно угрожали Шривасу Тхакуру только лишь потому, что он громко воспевал святые имена Кришны.

Когда Адвайта Ачарья узнал об этих ни на чем не основанных и глупых угрозах по отношеннию к чистому преданному Шривасу Пандиту, он сильно разгневался. В нем бушевало пламя. Он встал и заявил перед всеми собравшимися вайшнавами: "Выслушайте меня, Шривас, Гангадаса, Шукламбара. Я приведу Кришну в этот мир, и все увидят Его. Сам Кришна низойдет в этот мир и лично освободит все обусловленные души. Он возьмет всех вас с Собой и обучит обусловленные души Кришна-бхакти, истинному преданному служению Кришне". Адвайта Госаи продолжал: "Если же я не смогу сделать этого, то я лично проявлю свою четырехрукую форму и с помощью своей Сударшана Чакры разрублю всех этих атеистов на мелкие части". На самом деле, Адвайта Ачарья - это частичное воплощение Господа Кришны. Он является инкарнацией Маха-Вишну, который создает бесчисленные материальные вселенные. Даже Самому Господу Маха-Вишну было трудно проповедовать материалистичным обусловленным душам Кали-юги и поэтому Он решил, что если Сам Господь Кришна не придет и не научит преданному служению Себе, то больше не останется никакой надежды. Если Кришна не придет, и Адвайте Ачарье придется самому иметь дело со сложившейся ситуацией, Он не видел другого выхода кроме как уничтожить все население и начать все заново. В конце Кали-юги Вишну приходит как Калки аватара и уничтожает всех людей и все обусловленные души, которые погружены в животную и атеистическую деятельность.

Само имя "Адвайта" означает "неотличный". Адвайта Ачарья провозгласил: "Если мне удастся привести Господа из духовного мира в материальный, чтобы Он распространил Свою беспричинную милость падшим душам, тогда я смогу называться вайшнава-ачарьей и духовным учителем. Я покажу, что духовный учитель неотличен от Верховной Личности Бога и является Его чистым представителем. Поэтому я собираюсь привести в этот материальный мир Вайкунтханатху, Господа духовных миров, чтобы все смогли увидеть Его. Он будет танцевать и воспевать святые имена и освободит все обусловленные души. Я преисполнен твердой решимости и должен это сделать". Произнеся такие слова, Адвайта Ачарья дал обет и начал поклоняться лотосным стопам Кришны с великой решимостью и чистой преданностью, чтобы попросить Его придти в этот материальный мир и распространить славу чистого преданного служения. Он не отвлекался ни на что другое. Адвайта Госаи знал из Вед, что Господь Кришна удовлетворен, когда Ему предлагают воду Ганги и листья и цветы Туласи, называемые Туласи-манджари. Господь утверждает, что Он покорен таким даром Своего преданного. Поэтому Адвайта Госаи решил делать Господу такие подношения и поклоняться своему Божеству Шалаграма-шиле. Он сидел напротив Шалаграма-шилы и постоянно предлагал Божеству Туласи-манджари и воду Ганги. Делая подношения лотосным стопам Господа Кришны, Он снова и снова громко взывал к Нему, умоляя Его низойти в этот материальный мир. Адвайта Госай постился, и слезы любви и разлуки текли из Его глаз. Громкие слова любви Господа Адвайты и Его слезы обладали таким могуществом, что звуковая вибрация его молитв прошла через всю вселенную и достигла духовного мира. Услышав громкие призывы Адвайты Госая, Верховная Личность Бога Господь Шри Кришна попал под влияние любви Своего преданного и по Своей беспричинной милости решил низойти в материальный мир. Поэтому авторитеты полагают, что из уважения к Адвайте Госаю Господь Шри Кришна Чайтанья Махапрабху согласился придти в материальный мир.

После того, как Господь Шри Кришна, Верховная Личность Бога, согласился низойти в материальный мир в облике Своего собственого преданного, чтобы распространить чистую преданность Себе, прежде всего Он послал Свою первую экспансию, Господа Балараму, изначального Ананта Деву, чтобы Он родился в материальном мире. На 13 день убывающей луны в месяц Магх (февраль) Господь Баларама явился как Шри Нитьянанда Рама из лона Своей великой преданной Падмавати деви даси, супруги Хадая Пандита, чистого преданного, который возглавлявлял всех брахманов той местности. Господь Нитьянанда Прабху явился в деревне Экачакра в части Бенгалии, называемой Радхадеша, по которой не протекает Ганга. Те места, по которым протекает Ганга, считаются очищенными. Поэтому районы, где Ганга не протекает, считаются духовно менее важными. Господь Нитьянанда, воплощение Господа Баларамы, явился на земле, по которой не протекает Ганга, чтобы по Своей беспричинной милости к обусловленным душам освободить и возвысить жителей тех мест.

Господь Баларама - это источник духовной силы. В "Источнике Вечного Наслаждения" так говорится о явлении Господа Баларамы: "Упанишады говорят: найам атма бала хинена лабхйа. Это означает, что человек не может достичь Всевышнего или придти к конечной цели какого-либо из путей самоосознания, если к нему недостаточно благосклонен Господь Баларама. Слово "бала" не означает физическую силу. Человек должен обладать духовной силой, которая приходит от Баларамы или Санкаршаны. Ананта или Шеша - это сила, которая поддерживает все планеты на их орбитах. В материальном понимании эта поддерживающая сила известна как закон гравитации, но на самом деле это не что иное, как проявление энергии Санкаршаны. Санкаршана - это духовная сила или изначальный духовный учитель. Поэтому Господь Нитьянанда Прабху, который также является воплощением Баларамы, -- это изначальный духовный учитель. И духовный учитель - это представитель Баларамы, Верховной Личности Бога, который дает духовную силу. "Чайтанья-чаритамрита" подтверждает, что духовный учитель является проявлением милости Кришны".

Верховная Личность Бога, Господь Баларама, явился в Экачакре, которая находится в местности Радхадеша, и это осчастливило всех ее жителей. После явления Господа Баларамы все казалось очень благоприятным. Люди в том месте не испытывали никаких трудностей и страданий. Во время явления Господь Нитьянанда присутствовали полубоги, прибывшие с высших планетных систем. Они наблюдали за явлением Божественной Личности, но люди не могли их видеть. Они преисполнились великого восторга от того, что присутствие Личности Бога благословило вселенную. Небожители стали танцевать и играть на музыкальных инструментах. Гимны во славу Господа Нитьянанды создавали удивительные звуковые вибрации, которые приводили в изумление людей на земле. Над местом рождения Господа Нитьянанды шел дождь из цветочных лепестков, которые падали на землю.

Господь Нитьянанда славится Своими трансцендентными качествами. Он океан милости и очень быстро дает чистое преданное служение Кришне. Он является воплощением Господа Баларамы, который явился в Двапара югу перед приходом Кришны, чтобы как старший брат помочь Господу в Его играх. Господь Нитьянанда явился до прихода Господа Кришны Чайтаньи Махапрабху, чтобы помочь Господу Чайтанье в Его трансцендентных играх в век Кали.

©JPS-disciples - Moscow 2007
Hosted by uCoz