Интервью с Чайтанья Чандра Чараном
Прабху,
2002 год
Впервые я встретил Джаяпатаку Махараджу в Маяпуре в 1990-91 году.
Предыдущая группа, вернувшись из Индии, уже поделилась с нами своими
впечатлениями. И в особенности они много говорили о Джаяпатаке Махарадже
и его поразительной личности.
Джаяпатака Махараджа очень сильно впечатлил и меня. Может быть, потому
что у него был особый статус жителя Святой Дхамы... Я заметил, что он жил
какой-то внутренней жизнью, что он находился в каком-то процессе. Он был
первым, кто дал мне понять, что человек может иметь глубокий духовный
опыт в Сознании Кришны. Я не знаю, как мне удалось в нём это увидеть, но
это сильно привлекло меня – его духовность, его энергия
благожелательности. Сейчас, когда мы так много от него получаем, мы можем
чувствовать, как эта энергия исходит от него. Очень интересно то, что в
его присутствии человек забывает, чьим учеником он является на самом
деле. Он ощущает широту его взглядов, его благость, милость и
всеобъемлющую любовь, в которой мы так сильно нуждаемся.
Я
помню, как мы попросили его дать лекцию для русских – всем хотелось
услышать Джаяпатаку Махараджу. В то время проходили заседания Джи-Би-Си,
и он был занят. Но мы все же пришли на встречу с ним в его маленький дом
(на крыше здания Лотоса). Мы попали в удивительный мир. Там висели
тяжелые качели с подушками и валиками по краям. Его знаменитый посох тоже
стоял там. Всё было изумительно. Было 10 или 11 часов вечера. Он появился
и увидел группу русских. Он выглядел уставшим, однако улыбнулся и сказал:
«Пойдёмте со мной». Мы с энтузиазмом сели на крыше. Нас было 50 человек.
Всё было экзотично: Маяпур, луна и Джаяпатака Махараджа. Он взял огромные
караталы, и начался удивительный киртан. Все мы погрузились в другое
измерение: он просто продолжал играть на караталах и все находились в
состоянии духовного экстаза. Затем он спросил: «О чём вы хотите
услышать?» «Об играх Господа Чайтаньи». Я помню, что он рассказывал
простые истории, которые мы все знали, но рассказывал с таким чувством,
как будто-бы сам их непосредственно видел и переживал, и преданные через
него ощутили те же сильные эмоции. Все мы были ошеломлены. И кто-то
сказал: «Пожалуйста, приезжайте в Москву!» Позже мы поняли, что он уже
много думал о России и хотел поехать туда.
Затем, насколько я помню, в 1996 году он приезжал в Санкт-Петербург,
Москву и другие города. Он рассказал нам о шикша-гуру, что в то время
было революционной идеей. Мы были уверены, что достаточно иметь
дикша-гуру. Теперь, конечно, думается по другому. Мы должны иметь
возможность общения с более широким кругом преданных и гуру. ИСККОН был
основан именно с этой целью – дать возможность более широкого общения по
всему миру. И я думаю, что Джаяпатака Махараджа сыграл огромную роль в
развитии ИСККОНа, поскольку он расширил наше представление о шикше. Мне
кажется, что он говорил о новой стадии развития ИСККОНа в России и
старался это внедрить. В его присутствии мы забыли, кем являемся, и это
помогло нам. На своём собственном примере он установил принцип более
широких отношений в ИСККОНе.
Я
могу видеть, что он именно так подходит к людям, не делая различий между
преданными – его это ученик или нет, – он просто помогает тем, кто в этом
нуждается. У него есть очень личностный подход к каждому, что, на мой
взгляд, является огромным шагом в развитии ИСККОНа. Он очень сильно помог
мне в моей духовной жизни; практически, он спас меня в очень тяжёлой
ситуации. И он помогает и поддерживает многих преданных: своих учеников
или учеников других гуру. Замечательно, что в ИСККОНе есть такие
преданные как он.
Затем он стал приезжать в Россию каждый год и начал развивать программу
нама-хатты. Это не один из тех грандиозных проектов, к которым мы,
русские, привыкли – когда предпринимается нечто великое, и затем оно не
осуществляется. Скорее, он предлагает делать множество небольших хороших
дел без какого-либо риска их провала. У этой программы крепкий фундамент
и всё необходимое: желание обратиться к другим людям, проповедовать,
поддерживать дух нама-хатты, встречать гостей и давать им прасад,
общаться с преданными. Это совершенно естественная программа. Сейчас
хорошо известно, что наш официальный статус – это не организация, не
строительство храмов, не печатание и распространение книг, не внешние
показатели нашего успеха, но именно наши вайшнавские взаимоотношения. И в
основе этих взаимоотношений лежит нама-хатта. Она не зависит от места,
времени и обстоятельств. У этой программы великое будущее.
Даже короткие встречи с Джаяпатакой Махараджей интересны, поскольку в них
он уделяет вам искреннее и пристальное внимание. Я чувствую, что он мой
отец, и многие люди ощущают то же самое. Благодаря ему я всё ещё в
ИСККОНе. Я могу выносить любые трудности в ИСККОНе и несовершенства
нашего движения, потому что есть такие личности, с которыми возможно
продвигаться вперёд, люди за пределами этих несовершенств. Рядом с ним я
просто понимаю, в каком направлении нужно идти и что такое настоящая
духовная жизнь.
Когда Харикеша Махараджа ушёл из движения, наступило трудное время. В
России у него было много учеников, и для всех них это был сильный удар.
Впервые кто-либо из гуру оставил своих учеников. Сначала это был кошмар,
в особенности в Санкт-Петербурге: ИСККОН буквально раскололся и было
трудно понять, как опять сделать его единым. И тогда Джаяпатака Махараджа
начал приезжать в российские города. Два раза он ездил на встречу с
Харикешей Махараджей, пытаясь вернуть его назад, и он проявил любовь,
заботу и внимание по отношению к его ученикам. Он не говорил о политике,
он просто проявлял любовь к каждому – к Харикеше Махарадже, к его
ученикам и к остальным людям. Хотя он спас многих преданных, многие
другие всё же ушли из движения.
Я
также с большой любовью вспоминаю его лекции. Когда он говорит, кажется,
что воздух вокруг него меняется, становясь плотнее, и даже если вы
неофит, вы можете ощутить присутствие Господа Чайтаньи, можете
почувствовать Его лилы как реальность. Каждый раз когда я вижу его, я
вспоминаю его лекции, лилы Господа Чайтаньи и атмосферу Маяпура. Он
пытается распространить эту атмосферу Маяпура повсюду в мире. Маяпур
Дхама – это место, где милость Господа Чайтаньи безгранична. Поэтому
Джаяпатака Махараджа не устанавливает границ своей милости и не лишает
кого-либо этой милости. Он раздаёт каждому свою энергию и дух санкиртаны.
(Интервью взяла
Лиланандини дд, Москва
Перевод с английского Лила Вриндавана дд, Маяпур)
НАЗАД>>