главная | биография | лекции | книги | аудио | путешествия | фестивали | ученикам
ВЙАСА-ПУДЖА 2006

 СЛОНЕНОК ДЛЯ ДЖАЯПАТАКИ СВАМИ

Ученики Бхактиведанты Свами Прабхупады неотличны от него самого. Помещенные в огонь, они обрели свойства огня. Однако нет никаких сомнений в том, что исключительное положение непосредственных учеников Свамиджи, как те называли Прабхупаду, не ограничивается теми сорока годами, которые прошли со времени трудного, но триумфального и счастливого вступления Прабхупады в западный мир. Слишком необычны судьбы этих первых учеников Прабхупады, чтобы усомниться в неслучайности их встреч с Прабхупадой.

Джаяпатака Свами, чей день рождения отмечали 9 апреля по всему миру десятки тысяч его последователей, один из таких выдающихся вайшнавов.

Перед началом Вьяса-пуджи кто-то принес в храм Кришны на Ленинградке большого забавного плюшевого слоненка и положил перед портретом Джаяпатаки Свами (сам он в это день находился в Маяпуре). Весьма оригинальный подарок для духовного человека, прямо скажем! Впрочем, ларчик открывался просто. Оказывается, слоненок предназначался не ему лично, а его ученику по имени Сундара Мадхава дас, у которого родилась дочка. Просто это так полагается, что сначала нужно было предложить подарок учителю.

Трудно сказать, были ли в послевоенной Америке игрушечные слоны. Слишком уж экзотическое животное – даже для цитадели капитализма. Тем более, мало кто видел и живых слонов.

Джаяпатака Свами родился в семье миллионера из богатого пригорода фабричного города Милуоки, что в Висконсине. Мальчик был обеспечен, и ему не нужно было задумываться о хлебе насущном. С другой стороны, его отец еще во время войны ушел с правительственной службы, чтобы стать христианским священником. Очевидно, уже тогда будущему Свами было ясно, в пользу чего нужно делать свой выбор в жизни.

Другой причиной в пользу духовного поиска послужила случайная лекция о жизни Будды. Надо сказать, то еще в школе Джаяпатака Свами выделялся своими незаурядными способностями. Он сдал, например, экзамены сразу за несколько лет учебы. Свое образование будущий проповедник продолжил в Броунском университете, где изучал языки. Но послушав о Будде, он утратил всякий интерес к наукам и всерьез приступил к поиску духовного учителя.

Поняв, что на Западе ему будет трудно найти истинного гуру, он собрался ехать в Индию. Так получилось, что он опять-таки явно неслучайно попал на Ратха-ятру во Фриско, где познакомился с учениками Бхактиведанты Свами Прабхупады. Да не просто познакомился, а сразу побрился наголо. Стриг его лично, между прочим, сам Джаянанда прабху. Эта встреча стала поворотным моментом в его жизни. Он принял решение присоединиться к ним и отправился в монреальский храм, где чуть позже встретился с Прабхупадой.

Живя в ашраме, он устроился на работу, чтобы помочь поддержать храм. У вайшнавов еще не было книг, не было денег, а нужно было платить за аренду здания. За несколько месяцев он сменил с дюжину разных работ. На одной из самых ужасных работ – в кофейне, где продавали гамбургеры, - он работал мойщиком полов. Возможно, это самое тяжелое для него время. Но при этом он испытывал радость, потому что знал, что делал это для Кришны.

Через некоторое время он получил духовное посвящение. Прабхупада дал ему духовное имя Джаяпатака дас Брахмачари, что означает «флаг победы». Прабхупада сказал ему , что тот должен стать «флагом победы Господа Кришны».

В 1970 г. Прабхупада послал его в Индию, чтобы заняться открытием храмов в Маяпуре и во Вриндаване. В тот же год Прабхупада посвятил его в саньяси. Отныне его имя стало Джаяпатака Свами. Он много путешествовал с проповедью по Бенгалии. Однажды кто-то из вайшнавов (конечно, не читавший чеховского «Ваньку», но повторившего его невинный ляпсус) написал письмо Джаяпатаке Свами. На конверте простодушный автор указал: «Западная Бенгалия. Джаяпатаке Свами». Представьте, письмо дошло!

Вскоре после того, как Джаяпатака Свами приехал в Индию, Прабхупада попросил его выходить на санкиртану. Это было очень опасное время разгула терроризма. Как вспоминал сам Джаяпатака Свами, ежедневно в Индии убивали по нескольку человек безо всякого на то повода. Вот тебе и ахимса! Но вайшнавы придумали выход. Им пришла в голову мысль, что террористы должно быть подолгу спят, и, стало быть, на санкиртану нужно выдвигаться рано утром. Так Джаяпатака и Ачьютананда (в саньяси Прабхупада посвятил их вместе) ходили по городам и весям, собирая сотни людей под знамена харинамы.

В 1971 г. вайшнавы приобрели земли в Маяпуре под строительство крупного храма. Прабхупада поручил этот проект Джаяпатаке Свами, сказав, что отныне, это должно стать миссией всей его жизни.

В 1979 г. Джаяпатака Свами получил индийское гражданство. К тому времени он научился говорить на бенгали, причем, ничуть не хуже, а то и лучше многих бенгальцев. Знание индийских языков сделало его проповедь еще более доступной местным жителям. Особую известность он приобрел своими рассказами об играх Шри Чайтаньи и открытием местонахождения некоторых неизвестных ранее святых мест.

У Джаяпатаки Свами бесчисленное количество учеников, в том числе, индийцев. Часто можно наблюдать такую картину – шагает себе белый человек огромного роста в шафрановом одеянии саньяси, а следом семенят толпы индийцев. Прабхупада сказал, что у Джаяпатаки Свами должно быть 50 тыс. учеников.

Уже несколько десятилетий Джаяпатака Свами без устали проповедует по всему миру. Как-то Прабхупада сказал ему: «Я хочу, чтобы ты расширял проповедь безгранично. Я дал тебе царство Бога, развивай его».

Свамиджи знает, что говорит. А Джаяпатака Свами знает, как выполнить наставление духовного учителя.
 

©JPS-disciples - Moscow
Hosted by uCoz