ИСККОН и другие вайшнавские
организации
- Иногда приходят преданные из Гаудия-матха и хотят
с нами сотрудничать. Должны ли мы с ними общаться и если должны, то как?
(лекция на нама-хатте)
- Это должно решаться на более высоких уровнях преданных.
В Индии мы немного сотрудничаем с Гаудия-матхом в некоторых вопросах. Все
зависит от уважения. Некоторые преданные из Гаудия-матх пытаются уводить
преданных из ИСККОН. И реинициировать преданных, которые уже получили
инициацию у авторитетного духовного учителя. На самом деле, это большое
оскорбление. Другие матхи относятся более уважительно и не делают
подобных вещей. Гаудия-матх разделен на 25 различных ветвей. Я встретил
одну девушку, которая получила инициацию в Гаудия-матх, и она сказала
мне, что Гопал Кришна Махарадж дал ей разрешение сотрудничать с ИСККОН.
Если они уважают Прабхупаду как шикша-гуру, то сотрудничество возможно.
Обычно президент храма или Джи-би-си по региону должны как-то строить
взаимоотношения с Гаудия-матх.
- Каковы различия между ИСККОН и Гаудия-матх – они
духовные или организационные? (лекция на
нама-хатте)
- Суть в том, что это вопрос веры – чье покровительство
или прибежище мы принимаем. Шрила Прабхупада в совершенстве понимал, чего
хотел Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. И он приехал на Запад, чтобы
исполнить приказ своего гуру. Ни один Гаудия-матх до сих пор не достиг
успеха в этом. Когда Прабхупада впервые приехал в Америку в 65-66 гг, он
просил помощи у Гаудия-матх, но никто ему так и не помог, и тогда он
решил зарегистрировать ИСККОН и развивать его. А в 1971 году он решил
пригласить всех членов Гаудия-матх и предложить им трудиться вместе,
потому что этого хотел Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Но в то время
они отказались. Тогда Шрила Прабхупада решил в точности следовать
наставлениям Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Прабхупада решил, что он
будет делать то, чего хочет гуру. Об этом говорится в Ади-лиле
Чайтанья-чаритамриты, где он говорит: «Все, что я делаю, я делаю в
соответствии с желанием Ом Вишнупад Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура». И
в этом секрет его успеха – ИСККОН распространился по всему миру. В ИСККОН
много отличий не только в структуре, но и в том, что мы следуем тому, что
говорил Шрила Прабхупада. У нас есть управляющий орган – Джи-би-си, и
много различных гуру, в отличие от Гаудия-матх, где всего один гуру для
всей ветви Гаудия-матх. В ИСККОН мы повторяем 16 кругов ежедневно – это
стандарт для инициированных преданных, а они обычно повторяют около
четырех кругов, кроме того, они изменили еще некоторые вещи, хотя есть и
много похожего. Было бы не слишком сложно работать вместе, если бы они
хотели этого. Мы видим, что Прабхупада был уполномочен Господом Чайтаньей,
поэтому мы должны следовать Шриле Прабхупаде и его наставлениям.
Доказано, что это наиболее эффективный метод, потому что он знал, как
занять людей по всему миру в служении Кришне. Вместе с тем, мы уважаем
их, потому что они тоже вайшнавы, но мы твердо уверены в том, что нужно
следовать наставлениям Шрилы Прабхупады и его принципам. Существует около
25 ветвей Гаудия-матх и между ними имеются незначительные различия. В
некоторых главных впросах есть отличие между всем ИСККОН и Гаудия-матх.
Например, Прабхупада велел нам публиковать книги на всех языках, в ИСККОН
есть женщины в храмах, не знаю как на Западе, но в Индии у них нет женщин
в храмах. В ИСККОН мы проводим свадебные церемонии. ИСККОН представляет
видение Прабхупады – у Прабхупады было очень широкое видение. И если
человек понимает, что Прабхупада правильно чувствует настроение
Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, то мы можем строить сотрудничество с
ним на этой основе. Комментировать другие группы вайшнавов не очень
этично, поэтому мы обычно не делаем этого. Шрила Прабхупада Ки джая!
- Я слышал, что Лалита-прасад (другой сын
Бхактивиноды Тхакура (прим. ред.)) критиковал Бхактисиддханту
Сарасвати. Не могли бы Вы прокомментировать это? (лекция по ШБ 6.2.7,
Москва, 31.08.01)
- Прабхупада говорил, что было двое братьев, и, как часто
бывает, что между братьями возникло какое-то несогласие. Мы следуем
Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру и не слишком вдаемся в подробности его
расхождений с Лалита-прасадом. Мы уважаем Лалита-прасада как великого
вайшнава, он тоже сын Бхактивиноды Тхакура. Бхактисиддханта Сарасвати
проанализировал все, и создал систему, которая бы наиболее
благоприятствовала духовному продвижению. Бхактисиддханта Сарасвати
Тхакур ходил в шафране, а его брат в белом. Все бабаджи и Госвами,
которые в то время жили в дхаме, носили белые одежды, считали себя
освобожденными и при этом нарушали все регулирующие принципы. А
Бхактисиддханта Сарасвати говорил, что лучше следовать варнашраме, не
считать себя освобожденными душами и следовать принципам. Также его
критиковали за то, что он принял санньясу – потому что санньяса – это
один из аспектов варнашрамы, а вайшнавы, по идее, должны быть выше этой
системы. Лучше не вдаваться в эти детали, потому что если рассматривать
их поверхностно, они только вызовут замешательство в умах преданных.
Некоторые люди специально начинают копаться в этом, заводят беседы на эти
темы, чтобы просто вызвать смущение в умах людей.
- Как поступать, если преданные из других
организаций склоняют вас получить повторное посвящение у их гуру?
(лекция по ШБ 4.19.8 Пермь 25.09.97)
- Нужно знать в каком случае стоит отвергнуть духовного
учителя. Шрила Прабхупада говорил, что этот мир напоминает океан, который
таит в себе множество опасностей, например, в нем обитают акулы. Иногда
кто-то оскверняется плохим общением. И он может перестать понимать что
происходит вокруг. У меня есть ученики, которые совершали служение в
городе, где не было храма ИСККОН. Но там были преданные из других групп и
эти преданные решили пойти к ним, чтобы получить даршан Божеств. И туда
пришел гуру этого храма и сказал этим преданным: «Если вы хотите
приходить в наш храм, вы должны получить повторную инициацию» Они
спросили: «почему? Мы просто хотим приходить в храм и получать даршан
Божеств. Какой смысл отвергать нашего гуру и получать повторную
инициацию?» - «нет, у нас такое правило: если вы хотите приходить в этот
храм, вы должны стать учениками этого духовного учителя» - «но наш гуру
не сделал нам ничего плохого, какой смысл отвергать его?». И в конце
концов они просто перестали приходить в этот храм. Но некоторые люди
очень слабы и они не понимают насколько серьезным оскорблением является
отвержение своего духовного учителя. На берегу Радха-кунды живут
некоторые садху, которые цепляются к преданным и стараются сделать их
своими учениками. Они могут наговорить и сделать все что угодно. Поэтому
не нужно быть сентиментальным, необходимо иметь настоящую веру в
духовного учителя.
НАЗАД>>