главная | биография | лекции | книги | аудио | путешествия | фестивали | УЧЕНИКАМ
АРХИВ ЦЕНТРА УЧЕНИКОВ ЕС ДЖАЯПАТАКИ СВАМИ МАХАРАДЖА

Отношения между преданными

- Когда мы видим садху, которые падают без сознания – они входят в какие-то лилы, или это просто транс без всякого сознания? (лекция на нама-хатте)

- Мы должны анализировать в каждом конкретном случае. Некоторые последователи Господа Чайтаньи входили в глубокую медитацию и участвовали в Его играх – например, Шринивасачарья, но это выглядело не так как у Господа Чайтаньи.

  - Однажды Вы рассказали историю об одном преданном, который был изгнан из общества вайшнавов, потому что считал себя учеником своего парам-гуру и не упоминал имени своего непосредственного гуру. Где описывается эта история? (лекция по ШБ 4.6.48, Москва 09.02.97)

- После Господа Чайтаньи следующим звеном в парампаре были шесть госвами, затем – Шринивас и Нароттам, которые приняли на себя эту миссию. В то время в Бенгалии главным проповедником был сын Господа Нитьянанды Вирачандра Прабху и Шриниваса ачарья, объединившись с ним, защищал ученическую преемственность в Бенгалии. В прошлом рождении Вирачандра это Кширодакашайи Вишну. Сын Баларамы – Кширодакашайи Вишну. Абхирам Тхакур, который в своем прошлом рождении был Шридамом, всякий раз, когда у Нитьянанды Прабху рождался сын, приходил и кланялся этому ребенку, и его поклоны были настолько могущественными, что ребенок умирал после этого. Абхирам Тхакур был настолько могущественным, что всякий раз, когда он кланялся шалаграма-шиле, если это была не шалаграма-шила, а обычный камень, он просто рассыпался в прах. Он обладал такой преданностью, что если эта преданность попадала на обычный камень, этот камень рассыпался в прах. И только Вирачандра и Гангамайи, родившись у Господа Нитьянанды, смогли вытерпеть его поклоны. Гангадеви была воплощением Ганги, а Вирачандра – Кширодакашайи Вишну, который является парамаматмой в сердце каждого.

Все это случилось в месте, которое называется Кандра, где жил великий спутник Господа Чайтаньи – Гьяна дас, он где-то шестидесятая ветвь дерева Господа Чайтаньи. В той же деревне жил человек по имени Гопал Чакраварти, он был брахманом от рождения, очень красивым, образованным, хорошо знавшим санскрит, воспитанным… И он получил посвящение от ученика одного из непосредственных спутников Господа Чайтаньи. Этот спутник также был великим пандитом, его все знали, а непосредственный гуру этого преданного был не очень знаменит. Он был смиренным вайшнавом, хотя был очень искренним преданным. Когда люди спрашивали у него: «Кто твой гуру?», он отвечал: «Мой гуру – такой-то и такой-то», и его переспрашивали: «А кто это такой?». «Он – ученик такого-то» - «А, тогда все понятно». Через какое-то время ему стало стыдно признаваться, кто его гуру, он хотел выглядеть в глазах других великим вайшнавом, поэтому, когда люди спрашивали у него «Кто твой гуру?», в конце концов, он перестал называть имя своего гуру, а стал говорить имя гуру своего гуру; как, например, тот, кто является учеником второго поколения после Шрилы Прабхупады, стал бы называть себя учеником Шрилы Прабхупады. И об этом стало известно Вирачандре. Вирачандра сказал: «Это очень тяжкое оскорбление. Он не понял, что милость всей парампары приходит к нему через его гуру. И не важно, знаменит его гуру или не знаменит, любую милость он получает только через своего гуру, и так как он отверг милость своего гуру и пытается перепрыгнуть через его голову, он стал оскорбителем» и Вирачандра сказал Шринивасу ачарье: «Пиши о том, что его нужно изгнать. Никто не должен разговаривать с этим преданным или смотреть ему в лицо, потому что он совершил тяжкий грех». Этот «вердикт об исключении» написан на санскрите, он довольно длинный и я не помню точную формулировку. Когда я изучал историю Гаура-мандала-бхуми, я натолкнулся на эту историю. Мы ремонтировали храм Гьяна даса и обнаружили там этот документ. Мы никогда не должны стесняться своего духовного учителя, потому что всю милость предшествующих ачарьев мы получаем через него. Эта история одна из многих, иллюстрирующих этот принцип.

- Что делать, если одна группа преданных критикует других преданных? (лекция по ШБ 4.25.49, Пермь, 25.09.98)

- Для них это великая неудача, это означает, что они не смогут испытать высших уровней духовного блаженства. Одно из качеств чистого преданного – полная свобода от любых проявлений зависти и если кто-то лишен этого качества, значит, что он не достиг уровня чистого преданного служения и находится на уровне неофита или вообще непреданного. Любая критика должна быть конструктивной. Это означает, что критические замечания должны высказываться тому преданному, которого они касаются или его руководителю, с желанием помочь преданному. Почему кого-то критикуют в материальном мире? В материальном мире каждый стремится быть самым лучшим, поэтому каждый стремится возвысить себя и унизить других. «Это мой друг, он хороший, а это – мой враг и поэтому он негодяй. А это подруга моего врага и поэтому она тоже негодяйка». Это логика Хираньякашипу – делить всех на друзей и врагов. И среди преданных тоже могут возникать какие-то партии или группы. Прабхупада говорил, что это может разрушить всю проповедь. На самом деле, мы все должны быть одной группой, все – друзья. Кто-то может быть нашим близким другом, но так или иначе друзьями являются все. Мы желаем всем только блага и думаем о том, как помочь другим. Если мы видим, что кто-то не хочет нашей помощи, у него какие-то плохие качества – тогда мы просто можем избегать близкого общения с ним. Мы можем надеяться, что ему помогут какие-то старшие преданные или ишта-гоштхи, где будут обсуждаться подобные вопросы. И так преданный постепенно избавится от привычки критиковать всех. На самом деле мы должны достаточно строго относиться к тому, чтобы подобные невайшнавские беседы были полностью исключены в нашем обществе. Если вы на самом деле хотите помочь кому-то, для этого всегда есть возможность. Скажем, у кого-то есть какая-то проблема. И кто-то начинает критиковать его, обсуждать это между собой. Как вы думаете, это вдохновит этого преданного? Но если кто-то поговорит с вами наедине и скажет, что он беспокоится за вас из-за того-то и того-то, и предлагает свою помощь в решении ваших проблем, как вы думаете, это вдохновит или разочарует? Иногда, если ученик очень сильный, гуру может критиковать его прямо перед всеми. Считается, что если гуру публично ругает вас, это особая милость.

– Иногда мы равнодушны к преданным, или даже плохо относимся к кому-то. Что с этим делать? (лекция по ШБ 4.16.13, Москва, 25.01.98)

– Нужно помнить как он дорог Шриле Прабхупаде и Кришне. Нужно вспомнить, что из пяти миллиардов обитателей этой планеты и бесчисленного множества живых существ во вселенной, очень немногие люди делают что-то для Кришны. А этот преданный хоть что-то делает для сознания Кришны, так или иначе, он служит Кришне. Поэтому как же благодарны мы должны быть этому преданному, даже если у него какие-то проблемы, он все равно следует принципам Сознания Кришны, поэтому, согласно Бхагават-гите, его следует считать садху. Таким образом мы можем утихомирить свой ум. Человек может быть преданным, хотя у него еще остались какие-то дурные привычки. Мы не будем тесно общаться с ним, чтобы не перенимать эти дурные качества, но мы должны почтительно относиться к нему на расстоянии. Если мы достаточно сильны, мы можем попытаться помочь ему избавиться от дурных привычек. Мы должны стараться так организовать свой ум, чтобы на все смотреть с более возвышенной точки зрения, вместо того, чтобы ругаться: «У этого преданного носки разных цветов!», не видя, что, может быть, этот преданный весь день распространял книги Шрилы Прабхупады, и от усталости стал невнимательным и случайно одел носки разного цвета. Иногда пуджари, которые очень строго следуют стандартам чистоты, могут посмотреть на проповедника, которые все в грязи после улицы и думать «Они оскверненные!». Мы должны понимать, что Кришна и Шрила Прабхупада очень довольны теми, кто выходит проповедовать, поэтому нужно настраивать свой ум, чтобы не терять правильного видения. «Пусть этот преданный и не общается со мной должным образом, он очень дорог Кришне, поэтому я не хочу совершать оскорблений». Господь Чайтанья говорит в Шикшаштаке: аманина манадена - не ожидай почтения ни от кого, но сам оказывай почтение всем. И если вы будете так поступать, то у вас будет много друзей. Если вы ожидаете почтение ото всех, но никому не оказываете почтения сами, скоро вы просто разочаруетесь.

- Есть такая ведическая традиция - омывать стопы гостям, но сколько я не пытался сделать это, гости почему-то отказываются. (Санатана Рупа дас, лекция по ШБ 4.22.9, Москва, 18.07.98)

- Даже санньяси?

- Санньяси ко мне еще не приходили.

- А брахманы?

- Брахманы отказываются.

- Тогда нужно приступить к следующему ритуалу. Нужно думать: «Видимо, я слишком возгордился, поэтому они не хотят принимать от меня служение. Я не могу их убедить, что это часть культуры». Если ты носишь шафран, то домохозяевам скорее всего не понравится, что ты хочешь омыть их стопы. Это можно делать только духовному учителю или его духовным братьям. Если к вам приходят гости, вы можете предложить им место для сидения и какие-то сладкие слова, прасад, попросить прощения за свои сознательно или неосознанно совершенные оскорбления, даже если ты не помнишь за собой каких-то оскорблений, надо сказать: «Если я совершил какие-то оскорбления, пожалуйста, простите меня». Даже многие гуру сейчас не позволяют преданным омывать им стопы. Прабхупада когда был в Индии, он не позволял людям, которые не были его учениками, касаться его стоп, но если он посещал дома каких-то семейных людей, и они хотели омыть его лотосные стопы, Прабхупада позволял делать это, говоря, что это часть культуры.

- Если человек раньше был преданным, хотя и неинициированным, но сейчас ничему не следует и боится приходить в храм, потому что все будут думать, что он чему-то следует, а он не хочет делать вид, что он преданный, и книги он тоже не читает, потому что там написано, что нужно соблюдать принципы, но при этом он понимает, что Кришна это Бог. Как ему помочь? (лекция по ШБ 4.28.25, Нижний Новгород, 27.01.98)

- Ему нужно объяснить, что он нуждается в обществе преданных и это благоприятно скажется на его духовной жизни, преданные все равно быстро поймут, что он ничему не следует, это нетрудно определить. Он может сказать: «Дорогие преданные, сейчас я очень слаб и нуждаюсь в вашей помощи». Таково смирение. Все приведенные причины - это просто уловки майи, чтобы лишить нас общества преданных. Если у него остались какие-то друзья среди преданных, они должны пойти к нему и воодушевить его вернуться, пусть он не следует принципам, все равно пусть приходит и повторяет Харе Кришна.

- Он считает, что лучше просто быть карми и не нарушать принятые в их обществе принципы, чем пытаться быть преданным и нарушать обеты, принятые в ИСККОН.

- Если вы неинициированы, то есть не давали обетов, и нарушаете принципы, это не столь серьезно. Но если вы даже не пытаетесь повторять Харе Кришна, вы так и останетесь в этом материальном мире. То, что он считает, что лучше грешить и не повторять Харе Кришна, чем грешить и повторять - это действие майи. Майя сводит людей с ума, она лишает их разума и логики. Иногда люди говорят: «Я служил в храме столько лет! А когда я ушел и упал в майю, никто не спросил меня об этом, никто не позаботился обо мне. Значит я был прав, что ушел в майю! Ведь никто не попытался меня вернуть». Мы можем извлечь урок из этого примера - если кто-то уходит, мы должны написать ему письмо или прийти и умолять его вернуться или хотя бы поддерживать какую-то связь с сознанием Кришны. У нас в Майапуре присоединяется около 120 брахмачари ежегодно, а уходит не более 1%. Это не значит, что все должны стать брахмачари и жить в храме. Если брахмачари женится, он становится лидером или хотя бы членом нама-хатты, некоторые открывают еще по 25 центром нама-хатт. Идея в том, что сознание Кришны - это на всю жизнь. И поэтому, в каком бы ашраме мы не находились и где бы мы ни были… Если вы можете оставаться брахмачари - здорово. Но если вы решили жениться или заняться бизнесом - делайте это, но оставайтесь связанным с обществом. Этот человек не должен оставаться в майе. Пусть он делает для Кришны то, что может и это будет для него абсолютным благом. Он в любом случае ничего не потеряет. Если он не может следовать принципам - пусть повторяет Харе Кришна мантру - сколько может, это намного лучше, чем ничего. Иногда, когда преданные уходили в майю и переставали следовать принципам, Шрила Прабхупада говорил им - повторяйте хотя бы по 4 круга, или по 8, главное, делайте хоть что-нибудь. Конечно, при такой скорости продвижения, чтобы вернуться назад к Богу может потребоваться несколько жизней, но, по крайней мере, оставайтесь на этом пути. Возможно, даже после падения, если мы не сойдем с этого пути, может случиться так, что в один прекрасный день мы снова начнем практиковать как следует и тогда уже в этой жизни вернемся домой к Богу. Если мы проиграли одно сражение, это не значит, что мы должны уходить с войны.

- Как избегать фамильярности в отношениях с преданными? (лекция по ШБ 7.6.24 Челябинск 23.09.97)

- Когда мы забываем о духовном положении другого преданного, это является фамильярностью. Мы забываем о том как дорог этот преданный Кришне и начинаем общаться с преданными как с мирскими людьми. В Писаниях говорится, что «на луне тоже есть темные пятна». Но в полнолуние луна дает очень много света. В каждом проповеднике можно найти какие-то недостатки, например, какие-то внешние привычки, которые кажутся дурными. Но если преданный будет сосредоточен на высматривании чьих-то недостатков, и при этом забывает о духовных положительных качествах преданного, то возникают фамильярные взаимоотношения и начинаются оскорбления. Мы можем уничтожить свое фамильярное настроение, вспоминая как дорог этот преданный Кришне, как много он для Него делает, и все эти внешние недостатки не играют никакой роли.

- Некоторые преданные говорят: «Я не хочу ни с кем общаться, чтобы не совершать оскорблений». (Дивноморск, семинар по "Вайшнава ке?", лекция 2)

- Это еще одна причина для нирджана-бхаджана - «Я такой оскорбитель, что мне лучше покинуть общество преданных». Как вы думаете, это решение проблемы или это еще одна проблема? Нам просто нужно стать смиреннее. Может быть, существуют люди, которые настолько большие оскорбители, что им действительно лучше держаться подальше от преданных, но вообще-то это не наш метод. Нужно просто учиться вести себя правильно. Нужно учиться поведению в соответствии с вайшнавским этикетом. В этом мире живет 6 миллиардов человек, а сколько из них преданных? Нужно ценить преданных - ведь преданные это те, кто заботится о всеобщем благе, это особые личности. Мы должны видеть хорошее в преданных. А в себе мы должны видеть плохое.

- Вы сказали, что если жена в момент смерти думает о муже, в следующей жизни она рождается мужчиной. А если муж ушел в духовный мир? (лекция по Бх-г. 8.3, Нижний Тагил, 9.01.03)

- Если вы вспоминаете о том, кто уже вернулся к Богу, вы тоже попадете туда. Поэтому преданным рекомендуется составлять брак с преданными, потому что они помогают друг другу служить Кришне и помнить о Нем.

- Мы стараемся улучшать отношения между преданными, но как избежать фамильярности? (лекция по ШБ 10.5.21-25, Маяпур, 12.04.03)

- Например, когда Нанда Махарадж увидел Васудеву, он обнял его, но Васудева, помня о том, что тот старше, приветствовал его поклонами. Если мы следуем этикету, мы можем избежать фамильярности. Становясь фамильярными, мы можем забыть о том, что этот преданный – старший вайшнав и чем-то оскорбить его. Господь Чайтанья говорил, что важно следовать вайшнавскому этикету. Я помню, что где-то читал, что Он говорит – если вы не знаете вайшнавского этикета, вы не сможете обрести любовь к Богу. Вайшнавский этикет защищает нас от совершения оскорблений.
 

НАЗАД>>

Hosted by uCoz