главная | биография | лекции | книги | аудио | путешествия | фестивали | УЧЕНИКАМ
АРХИВ ЦЕНТРА УЧЕНИКОВ ЕС ДЖАЯПАТАКИ СВАМИ МАХАРАДЖА

Проповедь прихожанам и не только

- Как правильно встречать гостей? (лекция по ШБ 4.25.49, Пермь, 25.09.98)

- В храме мы должны думать: «общаясь со всеми гостями храма, я должен действовать так, как хочет Кришна». Иногда мы проповедуем людям на улице: «Приходите к нам в храм», а когда они приходят, никто с ними даже не поздоровается, не спросит, как у них дела; и они не понимают, что им тут делать, потому что все очень заняты своим служением. Все очень заняты своей проповедью, но когда кто-нибудь приходит в храм, никто с ним даже не поговорит. И что же они могут подумать, кроме «Я куда-то не туда пришел. Наверное, меня тут не ждали». Мы должны стараться представлять Кришну должным образом.  

- Должны ли мы сразу говорить гостям о правилах и ограничениях? (лекция по ШБ 6.2.24-25, Пермь, 16.01.01)

- Иногда мы ставим перед людьми столько препятствий, не позволяя им стать преданными – мы не вдохновляем их петь, не позволяем им испытать вкус нектара. Сначала мы предъявляем им все наши правила и предписания – и отпугиваем людей напрочь. Они думают: «ну, это я не потяну». Но если бы мы вначале дали им попробовать нектар… Ведь если мы счастливы, мы способны сделать все, что угодно. Они могут понять, что, когда они поют, они чувствуют счастье, и чтобы сохранить это счастье, нужно не загрязняться снова, не попадать в невежество. Они больше не захотят есть тамасичную пищу, захотят есть духовную пищу, которая будет поддерживать их сознание на высоте, на захотят заниматься различной «грязной» деятельностью, которая оскверняет сознание, потому что поймут, что можно обрести счастье, не погружаясь в тамас.

- Как можно сосредоточиться на распространении этого движения, если мы все время будем сосредоточены только на том, как не нанести оскорблений другим? (лекция по ШБ 5.13.2, Майапур)

- Харидас Тхакур говорит, что, произнося вслух святое имя, мы получаем в сто раз больше блага, чем если произносим святое имя в уме, потому что при этом мы помогаем другим живым существам услышать эту вибрацию, и, помогая им в духовной жизни, мы заслуживаем прощение за наши грехи. Точно так же Мадхай построил гхат в Навадвипа-дхаме, чтобы люди пользовались им, и таким образом он мог заслужить прощение за все грехи, совершенные им в дхаме. Таким образом, проповедь – это лучший способ заслужить прощение за наши оскорбления. В нашей духовной жизни есть две стороны: ачара и прачара, и обе они очень важны. Мы сами должны заниматься духовной практикой, потому что без этого мы не сможем проповедовать. В век Кали юга-дхарма – это харинама-санкиртана. Это движение распространяется благодаря милости Кришны, без Его милости это было бы невозможно. Секрет успеха проповеди в том, чтобы быть все время смиренным и скромным. Мы должны думать «Если я способен делать что-то, то только благодаря милости Кришны». В этом секрет успеха, только благодаря этому мы можем привлечь на себя милость Кришны.

- Что нужно для того, чтобы начать программу развития проповеди прихожанам? (семинар по проповеди прихожанам)

- Прежде всего, нужно иметь желание. Если есть желание - все реально. Должен быть человек, который знает все фундаментальные принципы этой программы, а также решения возможных проблем. Программа проповеди прихожанам долговременная, требуется много лет, чтобы она развилась по-настоящему. Какие-то результаты проявляются уже через короткое время и со временем они увеличиваются. И вы должны направлять проповедь в такое русло, чтобы у каждого было какое-то служение. Должно быть сотрудничество между разными группами преданных. Например, те, кто выходит проповедовать, должны обязательно собирать контакты. Также нужно найти среди жителей храма тех, кто хотел бы участвовать в этом. Как только вы наберете достаточное количество людей, способных взять на себя ответственность, вы можете начинать создавать группы. Этих людей нужно обучить основам программы, чтобы они поняли основные принципы - нужно обучить потенциальных лидеров. Если у вас недостаточно людей, чтобы создать группы, нужно продолжать работать с теми людьми, которые есть сейчас. Развивать программу Шикша - давать преданным дипломы и просить у Божеств благословений принять какой-то обет следования принципам сознания Кришны. Преданные храма также могут помогать проводить программы в группах совместно с прихожанами.

- Как должны выглядеть карточки, заполняемые проповедниками? (семинар по проповеди прихожанам)

- Там должны быть сведения, которые нужны вам, чтобы установить контакт с этим человеком - имя, адрес, где встретились, что именно заинтересовало этого человека - вегетарианство, философия, просто понравилась книга.

- Что делать, если преданные сначала пытаются заботиться о каждом, но затем, когда появляются группы, они перестают делать это, направляя все усилия просто на расширение, не заботясь об уже созданных группах? (семинар по проповеди прихожанам)

- Нужно обучаться. Принимать принципы бхакти-врикши бывает трудно, но так или иначе это можно сделать. Нужно развивать в себе правильное видение. У кого-то это происходит сразу, у других может занять какое-то время.

- Некоторые считают, что нужно как можно лучше служить гостям для того, чтобы они больше жертвовали. Правильно ли это? (лекция по ШБ 4.22.9, Москва, 18.07.98)

- Если вы кого-то настолько вдохновили своим служением, что он хочет пожертвовать Божествам, это не является бизнесом - это служение. В большинстве храмов в Индии это единственный способ получить какие-то деньги и они добиваются в этом очень большого успеха. Обращаться с гостем так хорошо, чтобы он оставил пожертвование, не является неэтичным. Конечно, если человек делает это для удовлетворения своих чувств, это самый настоящий бизнес. Но если человек не думает о себе, а думает о служении Кришне, и если кто-то приходит и предлагает, например, пожертвовать несколько гектаров земли в Москве, то это замечательно. Или если кто-то хочет предложить Божествам 100 или 10 рублей, это тоже нормально. В некоторых индийских храмах если вы отказываетесь жертвовать, на вас будут давить «Пожертвование! Пожертвование!». Если вам дают поднос с прасадом, а вы не предлагаете за это никакого пожертвования, они забирают поднос. Если вы угостили кого-то прасадом, его уже все равно что нет, и дает или нет человек пожертвование, это уже другой вопрос. В соответствии с финансовым положением вашего храма вы можете давать совсем немного прасада или больше. Но каждый гость должен получить хотя бы что-то. Если приходит кто-то, кто много жертвует или поддерживает храм, ему можно дать больше прасада. Если вы делаете это для Кришны и оказываете каждому гостю хотя бы минимальный прием, это не является бизнесом. Хотя с точки зрения экономики очень мудро поступать таким образом. Но у нас должен быть более высокий мотив - мы хотим, чтобы им понравилось в храме и они стали преданными Господа. Если вы хорошо обращаетесь с гостями, нет ничего плохого в том, что они хотят сделать что-то для храма. Так или иначе, мы должны служить Кришне и если кто-то вдохновится помогать нам в этом, это очень хорошо.

- Как относиться к ученым? (лекция по ШБ 5.1.25, Цюрих, 06.01.91)

- Есть такие ученые, которые подтверждают сознание Кришны, например, в сфере квантовой физики. Ученые увидели, что мельчайшие квантовые частицы двигаются, нарушая все законы физики. Они говорят, что это признак сознания, поэтому сознание может быть основой всего существования. И потому что этот вывод сделали ученые, получившие Нобелевскую премию, многие ученые соглашались придти на наш семинар в Бомбее. Они говорили: «двадцать или даже десять лет назад нас бы здесь не было. Мы и представить себе не могли, что будем обсуждать науку с религиозными людьми. Ученые открыли вещи, которые наука не может объяснить, поэтому мы решили обратиться к индийской культуре, в надежде, что она сможет объяснить, как сознание является основой всего. Эта культура кажется наиболее продвинутой в отношении изучения сознания». Есть разные ученые. Прабхупада говорил, что мы не против науки, мы против ученых, которые принимают науку как абсолютную истину. Или думают, что наука может решить все проблемы жизни. Мы используем микрофоны и разные другие вещи, которые они делают, но мы не принимаем, что эти вещи могут решить все проблемы в этом мире. Решение всех проблем находится в Бхагаватам. Шримад Бхагаватам ки? Джайа! Это тоже наука. Ученые очень привязаны к своей деятельности, поэтому мы должны быть очень тактичными. Мы критикуем конкретные идеи науки, но нельзя критиковать науку как таковую, потому что люди очень сильно верят в нее.

- Как проповедовать майавади? (лекция по ШБ 5.1.25, Цюрих, 06.01.91)

- Нужно думать над этим. Майавади говорят, что все ложно, и, тем не менее, продолжают так много говорить об этом ложном. Или есть известный пример о том, что пустой горшок издает много шума, а полный молчит. Но живое существо нельзя сравнить с горшком. Еще они говорят, что мы - Бог, но покрыты иллюзией, но как Бога может покрыть иллюзия? Тогда Он не был бы Богом. Господь безграничен. Они говорят, что майа более великая чем Бог. Поэтому их называют майавади. Их теории несовершенны. Если мы Бог, как мы можем быть ограничены майей? Согласно вайшнавской философии, мы не Бог, мы - частицы Бога. Поэтому мы можем быть покрыты иллюзией, но это не может случиться с Богом.

- Как проповедовать политикам, министрам и прочим VIP? (лекция по ШБ 5.1.25, Цюрих, 06.01.91)

- В правительстве люди такие же как и все остальные. Проповедуйте им так же как проповедуете другим. Когда Прабхупада проповедовал чиновникам, он давал им решение всех проблем на основе сознания Кришны. Мы должны научиться в совершенстве отвечать на все вопросы, которые нам задают. Мы должны общаться с этими людьми, давая им опыт сознания Кришны из первых рук. Приглашайте этих политиков на большие праздники и фестивали ИСККОН и принимайте их как очень важных людей. То, что на праздники приходят известные люди, привлекает также других людей, которые в противном случае не пришли бы. И сами эти люди очистятся, общаясь с преданными. На Западе это не очень используется, но в Индии Прабхупада всегда приглашал на свои программы в пандале известных людей, членов правительства. Мы до сих пор так делаем.

- Почему одни люди становятся преданными, а другие - нет? Почему родители преданных иногда становятся преданными, а еще чаще не становятся? (Дивноморск,  семинар о Чайтанья-лиле, лекция 3)

- Иногда бывает так, что мы не способны переубедить наших родителей. Иногда - можем. Многие родители и родственники преданных тоже стали преданными. Но это не получается всегда. Если кто-то совершает очень много оскорблений вайшнавов, то их сердце не раскрыто и они не способны слушать вайшнава-дхарму.

Когда Шрила Прабхупада впервые приехал в Америку, так много американцев приняли сознание Кришны. И Индусы поражались - как могло получиться, что так много американцев стали сознающими Кришну? Даже индусы не принимали сознание Кришны так быстро. И Прабхупада объяснил, что в Индии они уже наслушались так много оскорблений, что им уже сложно во что-то поверить. Но американцы еще ничего не слышали про Харе Кришна. Они, конечно, грешники, но не оскорбители имени Кришны. Поэтому они быстро смогли это принять. Сейчас там проповедовать уже труднее, потому что сейчас там произносится очень много оскорблений. Поэтому, если вы попадаете в новую зону, где еще не слышали о сознании Кришны, там проповедовать очень легко. Потому что воспевание Харе Кришна действует на каждого, но если люди слышат какие-то оскорбления Кришны или сознания Кришны, их сердце затвердевает и им очень сложно повторять. Поэтому мы должны избегать оскорблений.

-  Как вдохновить тех, кто не живет в храме, распространять книги? (лекция о распространении книг, Москва, 25.01.98)

- Для того, чтобы вдохновить прихожан, нужно за месяц до марафона устроить ишта-гоштхи, и те, кто постоянно распространяет книги, могут разыграть небольшой спектакль для прихожан - чтобы показать как распространяются книги. Это может выглядеть смешно, но это необходимо для того, чтобы избавить преданных от страха перед санкиртаной, чтобы они видели как это происходит на самом деле.

- Какой результат получит обусловленная душа, если съест Кришна-прасад? (лекция по Бх-г. 17.7-8, Москва, 07.02.97)

- Можно освободиться, даже просто приняв Кришна-прасад. Это возможно. Конечно, если человек принимает Кришна-прасад, а затем совершает греховные действия, он снова накапливает плохую карму. Даже животные, принимая Кришна-прасад, могут возвыситься до человеческой формы жизни или даже выше.

-  Должны ли мы проповедовать, если не чувствуем себя квалифицированными? (лекция по Бх-г. 18.68-69, Екатеринбург, 1997 год)

- Если вы помогаете другим в их духовном прогрессе, вы также обретаете их духовное благо. И для того, чтобы сделать это, вам не обязательно быть каким-то величайшим святым. Даже простой совет, данный кому-то, может все решительно поменять.

-  Иногда на хари-наме к преданным присоединяются люди, мягко говоря, не совсем трезвые. Как к этому относиться? (лекция по Бх-г. 18.68-69, Екатеринбург, 1997 год)

- Однажды Господь Чайтанья прогуливался в окружении Своих спутников, и увидел группу пьяниц. И пьяницы, увидев Господа Чайтанью стали очень счастливы: «О, это Харе Кришна-гуру! Гаурахари! Он так здорово танцует!» И один из них начал подражать Господу, танцуя и воспевая Харе Кришна. Он ходил вокруг Господа Чайтаньи и имитировал как танцуют преданные. Некоторые из спутников Господа обиделись «Что это за человек! Он танцует с таким оскорбительным умонастроением! Он оскорбляет Господа Чайтанью!» Но Господь был очень умиротворен. Потанцевав, этот пьяница вернулся к своим друзьям. Один из преданный спросил Господа Чайтанью: «Он просто издевался над нами, почему Ты ничего не сделал?» И Господь ответил: «Этот пьяница завтра протрезвеет, но сейчас он повторяет Харе Кришна, и благо, которое он обрел, повторяя Харе Кришна даже таким способом, станет для него вечным благом». Поэтому, даже если кто-то присоединяется к нашему киртану в нерезвом состоянии, все равно он получает большое благо. Но они не могут полностью ощутить это счастье, потому что их сознание затуманено.

- Много говорится о программе бхакти-врикша, но здесь она почему-то не прогрессирует так «взрывообразно» как это описано в книгах. Может, есть какая-то «изюминка»? (лекция по ШБ 4.9.25, Челябинск, 09.01.03)

- Иногда люди просто не делают все, что написано в книге, или делают, но не совсем то, что надо. Или нет поддержки – кто-то горит энтузиазмом, а остальные равнодушны. Я был в Сибири, в Барнауле, в Томске – там это работает. Прирост наблюдается каждый год. Должна быть организация, должен быть лидер – само по себе ничего не происходит. Первые три года – это каторжный труд. Как дерево – первые несколько лет оно растет, формируется, и только потом появляются плоды. Чтобы построить дом, нужно время. И требуется самоотдача. Нужно работать, только тогда все будет расширяться. В некоторых местах все происходит быстрее чем в других. Иногда бывает, что преданный на самом деле вдохновлен – и он может своротить горы. В Панаме в одном храме за год образовалось сорок групп. Президент сказал: «У меня есть секретное оружие – он показал на одну замужнюю матаджи – Вот мое оружие. Не то, что она великий лидер или супер-философ – она просто очень дружелюбный человек с потрясающим желанием проповедовать. Она просто ходит к благоприятно настроенным людям, дружит с ними и предлагает им начать программу у себя дома. Она ходит именно по женщинам, потому что знает – если женщина чего-то захочет, то постепенно вовлечется вся семья. Она устраивает домашние программы и группы бхакти-врикша. Она создала 15 групп. Может, это будет происходить медленнее, но если есть вдохновитель, все это будет развиваться. Я знаю еще одну матаджи, в другой стране, она открыла 25 групп. Она иммигрировала в Канаду и переехала в Торонто. За первый год она открыла там 6 групп. Все ищут причины, чтобы отказаться – это невозможно, ничего не выйдет, но некоторые люди знают как делать. У них есть энтузиазм, они уверены, что все получится – у них есть какое-то внутреннее видение. Если появится такой лидер, то все заработает. Но если люди инертны… Конечно, нужна реклама. Храм должен раскручивать эту программу, рекламировать ее. Храм должен понимать, что эта программа не разобщает общину, а помогает культивировать людей и сплачивать их. Преданные бхакти-врикши могут помогать храму – например, готовить пиры. Должно быть взаимопроникновение бхакти-врикши и храма. Потому что если этого сотрудничества нет, храм рассматривает бхакти-врикшу как конкурента. И люди чувствуют, что эта программа ущемляется, и серьезно не относятся к ней. Каждый случай, конечно, индивидуален, но обычно не хватает либо проповеди, либо лидера, либо поддержки, или люди не делают все так, как положено делать. Еще важно то, что преданным нужно брать у людей, с которыми они знакомятся, адреса или телефоны, чтобы поддерживать контакт. Но эта программа действительно «взрывная» и во многих местах она действительно взорвалась.

-  Как избежать проблем при делении групп бхакти-врикша? (лекция о нама-хатте, Москва, 06.01.03)

- Бывает так, что предыдущий лидер забирает с собой всех хороших людей и оставляет только новичков. Нужно найти какой-то баланс. Это должно решаться между этими двумя лидерами и лидером сектора. Но если оба лидера хотят одного и того же преданного к себе в группу, лидер сектора должен спросить этого преданного, в какую подгруппу он бы хотел. И если этот преданный выбирает одну из групп, другая может взамен получить двоих – чтобы уравновесить ситуацию. Нужно смотреть на объективные потребности групп – нужно, чтобы в каждой были и старшие преданные, и средние, и совсем молодые. Каждая группа проходит в своем развитии несколько стадий: стадию знакомства, стадию притирки, конфликтов, а затем наступает стадия комфорта. И зачастую, достигнув этой стадии, преданные уже не хотят проповедовать, не хотят делиться. Но группа бхакти-врикша должна делиться – это часть ее «дхармы» - она должна расти и делиться. Даже если после деления какой-то преданный оказался в другой группе, это ничего не значит, вы все равно можете оставаться друзьями.

Должен быть определенный дух жертвоприношения. Может вам нравится просто сидеть со своими друзьями, но бхакти-врикша означает принятие на себя какой-то ответственности ради служения. В этом аскеза бхакти-врикши – вы не можете находиться в одной и той же группе на протяжении долгого времени.

НАЗАД>>

Hosted by uCoz