Шри Гаура Пурнима, 13 марта 2006
года
кршна-варнам твишакршнам
сангопангастра-паршадам
йаджнаих санкиртана-прайаир
йаджанти хи сумедхасах
("Шри Чайтанья-чаритамрита", Ади-лила, 3.52)
кршна-варнам-повторяющего слоги криш-на; твиша- цвет (тела); акршнам -
тот, у которого не черный (золотой); са-анга - вместе со спутниками;
упанга - слугами; астра - оружием; паршадам - приближенными; йаджнаих-
жертвоприношениями; санкиртана-прайаих- состоящими в первую очередь из
совместного пения; йаджанти -почитают; хи - поистине; су-медхасах -
разумные люди.
Перевод: "В век Кали разумные люди, собираясь вместе, славят Господа и
поклоняются Его воплощению, непрестанно поющему имя Кришны. Хотя цвет
Его тела не темный, это Сам Кришна. С Ним всегда Его личные спутники,
слуги, оружие и приближенные".
Комментарий Шрилы Прабхупады: Это стих из "Шримад-Бхагаватам"
(11.5.32). Шрила Джива Госвами, объясняя его в "Крама-сандарбхе" - своем
комментарии к "Шримад-Бхагаватам", - говорит, что иногда Кришна
предстает златокожим. Златокожий Господь Кришна - это и есть Господь
Чайтанья, почитаемый разумными людьми нашей эпохи. Подтверждение этому
можно найти в "Шримад-Бхагаватам", в словах Гарги Муни, который говорит,
что, хотя Кришна родился темнокожим, в другие эпохи Его тело бывает
красным, белым или желтым. Его воплощения белого и красного цветов
приходили в эпохи Сатья и Трета. А золотисто-желтый цвет тела Господь
явил в облике Шри Чайтаньи Махапрабху, прославившегося под именем Гауры
Хари.
Шрила
Джива Госвами поясняет, что выражение кришна-варнам указывает на Шри
Кришну Чайтанью. Кришна-варна и Кришна Чайтанья - синонимы. Имя "Кришна"
в одинаковой степени относится и к Шри Кришне, и к Господу Чайтанье.
Хотя Господь Шри Чайтанья Махапрабху - Верховная Личность Бога, Он
непрестанно говорит о Кришне и испытывает духовное блаженство, когда
воспевает и вспоминает Его имя и облик. Сам Кришна явился в образе
Господа Чайтаньи, чтобы донести до людей высшую религию любви.
Господь
Чайтанья всегда поет и прославляет святое имя Кришны, и, поскольку Он
неотличен от Кришны, любой, кто встречается с Ним, невольно сам начинает
петь святое имя и рассказывать о нем другим. Господь Чайтанья вдыхает в
человека божественное сознание Кришны и тем самым погружает его в
духовное блаженство. Поэтому в лице Господа Чайтаньи людям всегда
предстает Сам Кришна - как лично, так и в звуке Своего имени. Достаточно
взглянуть на Шри Чайтанью Махапрабху, и человек сразу вспоминает о
Господе Кришне. Вот почему Его относят к категории вишну-таттвы. Господь
Чайтанья - не кто иной, как Сам Господь Кришна.
Слово
сангопангастра-паршадам служит еще одним доказательством того, что
Господь Чайтанья - это Сам Кришна. Господь Чайтанья всегда украшен
браслетами из сандалового дерева и умащен сандаловой пастой. Своей
бесподобной красотой Он пленяет всех людей нашей эпохи. В другие века
Господь покорял демонов силой оружия, но в нынешний век Он делает это,
приняв неотразимо прекрасный облик Шри Чайтаньи Махапрабху. Шрила Джива
Госвами объясняет, что красота Господа Чайтаньи - это астра, оружие
против демонов. Следует знать, что, поскольку Господь Чайтанья
привлекателен для всех, все полубоги находятся в кругу Его приближенных.
Его деяния необычны, а спутники - прекрасны. Господь Чайтанья
проповедовал движение санкиртаны, привлекая к Себе известных пандитов и
ачарьев, особенно в Бенгалии и Ориссе. Господа Чайтанью всегда
сопровождают Его ближайшие спутники: Господь Нитьянанда, Адвайта,
Гададхара и Шриваса.
Далее в
своем комментарии Шрила Джива Госвами цитирует стих из ведического
писания, в котором говорится о ненужности обрядовых жертвоприношений и
церемоний. Джива Госвами замечает, что вместо таких показных, помпезных
представлений люди всех каст, национальностей и вероисповеданий могут
собираться вместе и под пение мантры Харе Кришна поклоняться Господу
Чантанье. Слова кршна-варнам твишакришнам указывают на то, что
предпочтение нужно отдавать повторению имени Кришны. Господь Чайтанья
учил сознанию Кришны и пел имя Кришны. Поэтому, чтобы поклоняться
Господу Чайтанье, каждый должен вместе с другими петь маха-мантру: Харе
Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама,
Рама Рама, Харе Харе. Нет смысла призывать людей поклоняться Господу в
храмах, церквях и мечетях: они потеряли к этому всякий интерес. Но
мантру Харе Кришна люди могут петь и повторять везде и всюду. Такое
поклонение Господу Чайтанье - самый возвышенный вид деятельности, и,
занимаясь ей, человек достигает конечной цели религии: приносит
удовлетворение Верховному Господу. Шрила Сарвабхаума Бхаттачарья,
знаменитый ученик Господа Чайтаньи, сказал: "Суть трансцендентного
преданного служения была забыта, поэтому Шри Кришна Чайтанья пришел,
чтобы восстановить путь преданности. Он очень милостив, ибо
распространяет любовь к Кришне. Пусть же каждого все сильнее влечет к
Его лотосным стопам, как пчелу влечет к цветку лотоса".
Лекция
Е.С. Джаяпатаки Свами
Это "Шри
Чайтанья-чаритамрита", Ади, 3.52 "Внешние причины явления Шри Чайтаньи".
Меня попросили рассказать о пришествии Господа Чайтаньи. Джаганнатхе
Мишре приснился сон, в котором он увидел, как яркий свет исходит из его
ума и входит в сердце, а затем входит в сердце матушки Шачи. Затем она
забеременела -- так произошло непорочное зачатие Господа Чайтаньи. Когда
матушка Шачи забеременела, Сам Кришна, Господь Чайтанья был в ее чреве,
поэтому от нее стало исходить сияние. Все в ее доме были счастливы. Сама
матушка Шачи и Джаганнатха Мишра испытывали огромное блаженство. Люди
стали относиться к ним по-другому. Ни с того, ни с сего они вдруг
приходили в дом к Джаганнатхе Мишре и говорили: "О, брахман, пожалуйста,
прими эти подарки: вот одежда, вот деньги и драгоценности". Люди
подносили им всевозможные дары. В их доме появился Господь - и богиня
удачи привлекала в него все благоприятное.
Небожители, невидимые для Джаганнатхи Мишры, пришли и стали обходить
вокруг матушки Шачи и возносить молитвы: "О Господь, Ты приходишь в
каждую эпоху в разных формах. Ты приходишь как Вараха, Курма, Матсья,
Нрисимха, Рама. Обычно, когда Ты приходишь, Ты с легкостью даешь мокшу,
но очень редко Ты одаряешь чистой преданностью. Но в этом воплощении Ты
пришел, чтобы свободно раздавать чистую преданность. Пожалуйста, окажи и
нам Свою милость. Мы - Твои преданные с райских планет, но и там мы
очень страдаем. Наше страдание - из-за обилия материальных чувственных
наслаждений. В этом проблема. У нас так много материальных удовольствий,
что мы забыли о служении Твоим лотосным стопам. У нас есть только две
проблемы: нападения демонов и погруженность в чувственные наслаждения -
поэтому мы не испытываем любви к Кришне. Поэтому на этот раз в
воплощении Господа Гауранги, пожалуйста, одари нас Своей милостью, чтобы
мы могли получить любовь к Твоим лотосным стопам".
Однажды в
дом Джаганнатхи Мишры и матушки Шачи пришел Адвайта Госвами. Они
сказали: "Здорово! К нам пришел старейший брахман нашей общины!" Они
радушно приняли его, омыв его стопы и дав самую лучшую асану, которую
смогли найти в своем бедном доме. Адвайта Госвами смотрел на матушку
Шачи, смотрел и смотрел. Слезы лились из его глаз. Волосы на его теле
встали дыбом. Дрожь пробегала по телу. Джаганнатха Мишра удивился: "Что
случилось с Адвайтой? В чем дело? [смеется] Почему он так ведет себя? В
чем дело?" Внезапно Адвайта встал и обошел вокруг матушки Шачи.
Джаганнатха Мишра сказал: "Что ты делаешь? Мы же просто бедные брахманы.
Не надо так делать! Ты смущаешь нас. Я не понимаю, зачем ты обходишь
вокруг моей жены". Адвайта взял Джаганнатху Мишру за руку и сказал: "Не
смущайся. Когда-нибудь я отвечу на твой вопрос". Затем он ушел. А
Джаганнатха Мишра спросил жену: "Почему он обошел вокруг тебя, матушка
Шачи? Наверняка, это не из-за нас, а из-за твоего ребенка. Наверняка,
это очень особый ребенок, так как такая великая душа, Адвайта Госвами,
обошел вокруг тебя".
Когда
прошло десять месяцев беременности [имеются в виду лунные месяцы - прим.
переводчика], пришло время, когда ребенок должен родится, но никаких
признаков на этот счет не было. Прошел одиннадцатый месяц, двенадцатый
месяц, тринадцатый месяц! Они серъезно обеспокоились. Джаганнатха Мишра:
"Три лишних месяца! Не случится ли чего-нибудь с моей женой? Не
пострадает ли ребенок?" Было бы это на западе, сделали бы кесарево
сечение, даже сейчас в Индии... Потом пришел Ниламбара Чакраварти, отец
матушки Шачи, и стал проверять гороскоп. Он сказал: "Не волнуйтесь, он
родится в благоприятный момент в месяц Пхалгуна".
Когда мы
были на Навадвипа-парикраме, мы слышали, что все риту обсуждали, в какое
время года придет Господь Чайтанья. Они говорили: "Нет, летом слишком
жарко. Зимой слишком холодно. В сезон туманов слишком туманно. В сезон
дождей слишком сыро. Осень не подходит: уже становится прохладно".
Поэтому они решили, что весна - наилучшее время. Благодаря тому, что
Господь Чайтанья явился весной, мы можем совершать Навадвипа-парикраму [Харибол!]
не слишком жарко и не холодно. Кто в этом году был на
Навадвипа-парикраме? Бхакти Бхринга Говинда Махарадж сказал мне, что он
и Шиварама Махарадж кровью поклялись, что в следующем году они пойдут.
Они всегда устраивают замечательные киртаны. Так что не пропустите
следующего года.
Итак,
наступил день Гаура Пурнимы. Так как было лунное затмение, все совершали
омовение. В то время в Бенгалии кастовые брахманы говорили людям: не
воспевайте святые имена, иначе как в Ганге. Во время затмения все вошли
в воды Ганги, чтобы не поддаться дурному влиянию затмения. И когда они
были в воде, что они делали? Они воспевали: Харе Кришна, Харе Кришна,
Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Говинда! Кришна! Кришна! Говинда! Преданные, видя, что все воспевают,
воскликнули: "Это лучший день нашей жизни! Все повторяют святые имена!"
Внешняя причина прихода Господа Чайтаньи -- установить юга-дхарму,
воспевание святых имен. Поэтому во время Своего явления Он побудил всех
повторять святое имя. Каждый повторял. Мусульмане, стоя в отдалении от
воспевающих индусов, шутили: "Эй, посмотрите на этих людей, поющих
Харибол, Харибол, Говинда, Говинда! [смеется] Что с ними случилось?" Так
или иначе, повторяли все, хотя бы в шутку. И говорится, что на райских
планетах все стали танцевать. Там была харинама. Как только Гаурахари
родился, женщины встретили его явление звонким улудхвани. В бенгальском
пандале немного опытнее делают это. Попытайтесь еще раз. Раз, два, три!
(Все женщины пробуют.) MИВО [Маяпурский институт высшего образования]
должен устроить бесплатный семинар. Очень хорошо, спасибо.
Гудели
раковины. Адвайта и Харидас Тхакур находились в 30 км оттуда, в
Шантипуре. Внезапно они вскочили и стали танцевать. Под предлогом
лунного затмения Адвайта стал раздавать пожертвования. Он был так рад,
он чувствовал себя как Нанда Махараджа, в доме которого явился Кришна.
Адвайта раздавал пожертвования брахманам, беднякам и вообще каждому.
Ниламбара Чакраварти Тхакур немедленно составил гороскоп по симха лагне
и симха раши, двум знакам льва, царским знакам. Он сказал: "Это
очень-очень особенное сочетание. Он будет царем брахманов. У Него будут
выдающиеся качества, океан благоприятных качеств. Он будет неотличен от
Нараяны, Он даст несравненное учение, чтобы заставить весь мир
предаться. Он уничтожит демоническое влияние, освободит вселенную и даст
всем любовь к Кришне". Он увидел благоприятные знаки на теле ребенка:
три линии на ногах, три линии на шее, руки до колен. Даже будучи
ребенком, Он был похож на маленького Кришну, только золотого цвета.
Также он увидел в гороскопе, что ребенок примет санньясу, но он не
сказал об этом родителям, так как они не были бы рады слышать это.
Обычно у родителей другие планы.
Итак,
Джаганнатха Мишра прикоснулся к стопам Ниламбары Чакраварти и
поблагодарил его. Снаружи появились музыканты - зазвучали мриданги,
шенаи, флейты, барабаны и другие музыкальные инструменты. Наступил
большой праздник. Матушка Шачи увидела, что пришло много посетителей. На
самом деле, все небожительницы приняли облик брамини и пришли увидеть
малыша. Там были жены Брахмы, Шивы, Нрисимхадевы, Индры, Васиштхи, а
также танцовщица Рамбха и другие прекрасные небожительницы. "Откуда
пришли все эти прекрасные женщины? Кто они?" Все они приходили и
благословляли ребенка: "Чирайу асту", - что значит "живи вечно". Шачи
была так рада видеть, что все приходят и благословляют ее сына! Они все
приходили и прикасались к лотосным стопам Шачи. Это было удивительно.
Поскольку
затмение продолжалось, праздник длился всю ночь. Он проходил во всей
вселенной, а не только на нашей планете. Киртан начался на Гандхарвалоке,
Киннаралоке, Сиддхалоке. Вы даже не можете представить - у них есть
ашта-сиддхи, они могут проявить двадцать рук с мридангами. Они могут
практически все материальное. Так что, все небожители танцевали,
переполненные экстатическими чувствами.
В
Навадвипу пришло столько музыкальных групп! Они пели на разных языках.
Люди не понимали даже, на каком языке они говорят. Это было непостижимо:
столько людей из разных стран, из разных мест собралось в Навадвипе.
Между тем, Чандрашекхара и Шриваса сказали Джаганнатхе Мишре: "Пришло
время совершить ритуалы, благоприятные при рождении". Они провели
ритуалы джата-кармы, разные ягьи и церемонии, призывающие благословения
на ребенка. Затем Джаганнатха Мишра раздал пожертвования, как Нанда
Махараджа. И что бы ему ни дарили, он обратно раздавал это брахманам,
музыкантам и всем, кто бы ни пришел. Затем пришла Малини, жена Шриваса.
Она нанесла куркуму, вермилион, ароматное масло, сандаловое масло,
разбросала плавленый рис, кхои. Я не знаю, знаете ли вы, что такое
плавленый рис? Его раздавали вчера вечером. Но сверху был гур - это был
морки, плавленый рис. Без гура это блюдо на бенгали называется кхои, и
считается очень благоприятным.
Как и
здесь сейчас, там был большой праздник, посвященный явлению Господа
Чайтаньи. И сегодня нам надо сохранить это счастливое впечатление о
Господе Чайтанье в наших сердцах. Сегодня будет лунное затмение примерно
с 2:50 и до восхода солнца. Я не знаю, может быть, кто-то собирается
принять омовение в Ганге или повторять в храме. Это хорошее время для
воспевания. Я слышал, пуджари сказал, что, когда восходит полная луна
Господа Чайтаньи, храм не закрывается. Обычно в затмение храм надо
закрыть, но когда появляется полная луна Господа Чайтаньи, этого делать
не надо.
Гауранга!
С Гаура Пурнимой!
Перевод Лакшмана Праны даса