Лекция по
"Шримад-Бхагаватам" 2.2.36, прочитанная ЕС Джаяпатакой Свами в ШриМаяпур
Чандродая Мандире, 10 Марта, 2006
тасмат сарватмана раджан
харих сарватра сарвада
шротавйах киртитавйаш ча
смартавйо бхагаван нринам
Перевод:
"Поэтому, о царь, так важно, чтобы каждый человек всегда и везде слушал
повествования о Верховном Господе, прославлял Его и помнил о Нем".
Комментарий Шрилы Прабхупады: Шрила Шукадева Госвами начинает
этот стих со слова "тасмат" («поэтому»), так как в предыдущих стихах он
уже объяснил, что только возвышенный путь бхакти-йоги может привести
человека к освобождению. Существует девять форм практики бхакти-йоги:
слушание, повторение, памятование, служение лотосным стопам Господа,
поклонение Ему, вознесение молитв, служение Ему с любовью, дружеское
общение с Ним и принесение Ему в жертву всего, чем владеет человек. Все
девять методов авторитетны, и либо все вместе, либо несколько, либо даже
один из них способны привести искреннего преданного к желанной цели.
Однако самый важный из девяти методов бхакти-йоги -- первый, слушание.
Тому, кто слушает мало или неправильно, никакие другие методы не помогут
прогрессировать духовно. Все ведические писания, составленные такими
авторитетами, как Вьясадева -- могущественное воплощение Господа, и
другими, предназначены специально для того, чтобы мы слушали их. И
поскольку мы установили уже, что Господь -- Сверхдуша всего сущего, то
следует всегда и везде слушать повествования о Нем и прославлять Его.
Это -- основная обязанность человека. Тот, кто отказывается слушать
повествования о всепроникающей личности Бога, вынужден слушать вздор,
передаваемый средствами массовой информации. В технике как таковой нет
ничего плохого, поскольку с ее помощью можно слушать повествования о
Господе, но из-за того, что сейчас ее используют в низменных целях, она
стала причиной быстрой деградации человечества. В данном стихе
подчеркивается необходимость слушания, так как именно с этой целью были
созданы ведические писания - «Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам».
Другие живые существа, в отличие от человека, лишены способности слушать
ведические писания. Если люди в обществе будут слушать ведические
писания, то им будут не страшны порочные звуки, издаваемые нечестивцами,
которые тянут общество на дно. Повторение закрепляет результаты
слушания. Тот, кто внимательно слушает совершенного человека, убеждается
в существовании всепроникающей Личности Бога и начинает с воодушевлением
прославлять Его. Славу Господа постоянно воспевали и проповедовали все
великие ачарьи: Рамануджа, Мадхва, Чайтанья, Сарасвати Тхакур, а в
других странах -- Магомет, Христос и многие другие. Поскольку Господь
всепроникающ, очень важно прославлять Его всегда и везде. Прославление
Господа не должно быть ограниченно никакими временными и
пространственными рамками. Этот процесс называется санатана-дхармой или
бхагавата-дхармой. Санатана означает «вечно, всегда и повсюду», а
бхагавата -- «относящийся к Бхагавану, Господу». Господь -- властелин
времени и пространства, поэтому Его святое имя необходимо слушать,
вспоминать и прославлять по всей земле. Это принесет в общество желанный
мир и процветание, которых так ждут люди. Слово "ча" относится к
остальным процессам бхакти-йоги, о которых говорилось выше.
Лекция
ЕС Джаяпатаки Свами.
Это лекция
по "Шримад-Бхагаватам", перевод и комментарии Его Божественной Милости
А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, Вторая Песнь, вторая глава, которая
называется «Господь в сердце», 36 текст, прочитана 10 марта 2006 от
Р.Х., 519 год эры Господа Гауры, Гаурабда, в Маяпур Чандродая Мандире,
фестиваль Гаура-пурнимы.
Хари Ом
Очень
интересно. Вчера вечером мы читали как Господь Чайтанья получил
посвящение в Гайе, вернулся домой и начал проповедовать. И что же Он
сказал Своим ученикам, когда вернулся домой? То же самое: вы должны
всегда слушать о Кришне, вы должны всегда прославлять Кришну, вы должны
всегда помнить о Кришне.
Ученики
были в недоумении: «Что случилось с Нимаем Пандитом? Он был таким
спорщиком, таким высокообразованным. А сейчас Он говорит только о
Кришне. Что с Ним случилось? Нам так трудно понять это. Раньше Он с
такой легкостью упражнял свой ум сложными измышлениями».
Это
действительно просто, но для пандитов и их учеников кажется слишком
простым -- слушать о Кришне, прославлять Кришну, помнить о Кришне.
Мы только
что участвовали в парикраме по Навадвипе и практиковали там все девять
процессов преданного служения, которые начинаются со шраванам, киртанам,
смаранам, ванданам, и медитировали на все эти процессы.
Шрила
Прабхупада в лекции по "Шримад-Бхагаватам" 4.12.26 говорил:
«Ученые-материалисты стремятся попасть на Луну и другие планеты, но они
не могут представить себе как попасть на Брахмалоку, высшую планету, у
них не хватает воображения. По их расчетам, путешествие до высшей
планеты со скоростью света заняло бы сорок тысяч лет. С помощью
механических приспособлений мы не в состоянии достичь высшей планеты
этой вселенной, но с помощью бхакти-йоги, которой занимался Махараджа
Дхрува, можно достичь не только другие планеты этой вселенной, но также
и планеты Вишнулоки, которые находятся за пределами этой вселенной».
Он сказал,
что если мы занимаемся бхакти-йогой, высшей из всех систем йоги, то в
соответствии с этим стихом, мы должны заниматься ею всегда и везде. Это
очень важно. Сейчас буквально десятки, если не сотни миллионов людей
занимаются разными видами йоги: хатха-йогой и др. Прабхупада в лекции в
Сиэтле говорил:
«Заниматься дыхательными упражнениями и практикой медитации очень сложно
в этот век. Это было трудно даже пять тысяч лет назад, а иначе Арджуна
не отверг бы предложение Кришны обуздать ум практикой йоги. Век Кали
называют веком падших. Люди в целом живут мало, очень медленно двигаются
по пути самопознания или духовной жизни. Они так неудачливы, что, даже
если кто-то из них заинтересуется самоосознанием, он будет сбит с толку
мошенниками. Единственный верный путь практики совершенной йоги -- это
следовать принципам "Бхагават-гиты" так, как это делал Господь Чайтанья
Махапрабху.
В
соответствии с предписанием "Бхагавад-гиты", если мы думаем о Кришне,
воспеваем Его имена, вкушаем прасад Кришны, говорим о Кришне, надеемся
на Кришну, мы вернемся к Кришне вне всяких сомнений. И в этом суть
сознания Кришны».
Шрила
Прабхупада ки джай!
Есть еще
одно замечательное высказывание Прабхупады о проповеди (лекция в
Лос-Анджелесе, "Бхагавад-гита" 3.18-30):
«Мы должны
беспокоить их. Это наша обязанность. Мы должны теребить этих завистливых
людей. «Харе Кришна». [Cмех.] Наша обязанность - теребить их. И это
величайшее служение. Как, например, человек спит, а к нему крадется
убийца, а его друг кричит: «Мистер такой и такой, проснитесь!
Проснитесь! Проснитесь!». Он может возмутиться: «Почему ты мешаешь мне
спать?» Но это на самом деле, великая услуга, ведь он будет спасен. Майа
приходит убить его и отправить в темнейшие районы ада, а вы спасаете
его: «Повторяйте Харе Кришна и спасетесь». Дайви хй эша гунамайи мама
майа дуратьяя (Б.-г. 7.14). Эти люди даже не догадываются насколько
они увязли в иллюзии. Дайви хй еша гунамайи мама майа дуратьяя.
Они думают, что очень счастливы, что достигают все больших высот в
научно-техническом прогрессе, улучшают уровень жизни, но они не знают
истинного положения вещей». Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы беспокоили
материалистов, пробуждали их. Даже если они счастливо спят, мы будим их
и предупреждаем: «Ты скоро умрешь! Тебя скоро убьют! Если хочешь выжить,
то повторяй Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама
Харе Рама Рама Рама Харе Харе!».
Однажды в
Калькутте Шрила Прабхупада сказал нам, что мы должны провести харинаму.
На Западе харинамы обычно устраивают днем, но Прабхупада хотел, чтобы
харинама началась в 05:30 утра, пробуждая людей. Он сказал, что индусам
нравится просыпаться под звуки святого имени и попросил нас петь
джива джаго, джива джаго -- «Проснитесь спящие души! Проснитесь
спящие души!» Кота нидраджао майа-пишачира коле. Ребенок спит на
коленях матери, ни о чем не беспокоясь, чувствуя себя в безопасности.
Подобным образом мы спим на коленях ведьмы Майи. Нам очень удобно и
уютно, но в любой момент она может может сбросить нас с колен,
растоптать и пнуть. Так и происходит. И поэтому Прабхупада хотел, чтобы
мы будили людей, вовлекая их в пение Харе Кришна. Но, я думаю, что если
вы на Западе начнете петь в 05:30, то приедет полиция и арестует вас.
Некоторые вещи вы можете делать только в Индии и нигде больше.
Тоже самое
Шрила Прабхупада говорил на Маврикии в 1975 в прекрасной лекции. Он
сказал, что "Бхагавад-гита" совершенна. «К сожалению, мы, негодяи, не
принимаем ее такой, как она есть и хотим ее изменить по своей прихоти,
подстроить под себя. Подобные мошенники и негодяи разрушили весь мир. А
если бы они проповедовали "Бхагавад-гиту" как она есть, то ситуация в
мире была бы другой. Все было бы сейчас в порядке, везде был бы мир и
покой, и люди жили бы в достатке. Но эти негодяи никогда не сделают
этого. В этом проблема. Поэтому мы смиренно пытаемся представить
"Бхагавад-гиту" как она есть. В этом состоит наша миссия. Даже сейчас,
когда мир находится в столь плачевном состоянии, если мы примем
"Бхагавад-гиту" как она есть, то мы все же получим благо. В этом нет
сомнения. Поэтому мы призываем людей по всему миру понять
"Бхагавад-гиту", подать пример другим и сделать все необходимое. Тогда
будет мир. Это формула мира. Бхоктарам ягья-тапасам
сарва-лока-махешварам, сухридам сарва-бхутанам (Бг 5.29).
Сухридам сарва-бхутанам. "Сухрид" означает благодетель. Благодетель.
В данном случае Верховный Благодетель. Он -- Кришна -- хочет, чтобы где
бы вы ни жили, вы жили счастливо и спокойно. Поэтому Его называют "сухрид".
Он каждому желает счастья.»
И пройдя
эту парикраму, мы осознали, как проповедовал Господь Чайтанья.
Удивительно! Сам Верховный Господь низошел в этот материальный мир,
чтобы проповедовать и пробудить обусловленные души. Вместе с Ним пришли
все Его вечные спутники: Баларама, Махавишну, Радхарани, Нарада Муни.
Также Он занял в проповеди и многих других.
Нитьянанда
и Харидас Тхакур, Господь Брахма, ходили от двери к двери и просили:
«Пожалуйста, пожалуйста, дорогой господин, боло кришна бхаджо кришна
коро кришна шикша -- поклоняйтесь Кришне, изучайте учение Кришны».
Господь
Чайтанья дал им это наставление:
шуно шуно нитьянанда, шуно харидас
сарватра амар агья корохо пракаш
прати гхаре гхаре гия коро ей бхикша
боло 'кришна', бхаджо кришна, коро кришна-шикша
«Слушай,
слушай Нитьянанда, слушай Харидас! Я хочу, чтобы вы донесли мое
наставление до каждого! Идите от двери к двери и просите каждого
воспевать имена Кришнв (боло кришна), поклоняться Кришне (бхаджо
кришна) и следовать наставлениям Кришны (коро кришна шикша)».
Итак, у
нас есть это указание, священное указание Господа Чайтаньи. И Прабхупада
принес его нам, принес его на Запад. Он стучался в наши двери,
знакомился с нами в парке -- Томпкинс Сквер Парке, шел с ним на улицы,
распространял книги повсюду, в аэропортах, на железнодорожных вокзалах,
автостоянках, пытаясь дать это послание каждому. А сейчас мы должны с
еще большим энтузиазмом продолжить миссию Прабхупады, которую дал
Господь Чайтанья.
Я считаю,
что преданные полны энтузиазма и стараются выполнять свое служение
хорошо, но мы можем делать все еще лучше. Мы можем еще лучше. У нас так
много прихожан. В храмах живет всего один процент преданных или даже
меньше, поэтому я всегда призываю прихожан проповедовать. Они тоже
должны участвовать в этой миссии.
Среди
последователей Господа Чайтаньи, когда Он начинал, было всего один или
два санньяси, в основном же были одни грихастхи. Нитьянанда
проповедовал. Когда Нитьянанда нашел Шридаму во Вриндаване, тот жил в
пещере. Шридама не поверил, что Нитьянанда это Баларама. Тогда они
побежали наперегонки вокруг Говардхана. И когда Нитьянанда победил,
Шридама сказал: «Хорошо, Ты Баларама, но что Ты делаешь здесь в
Кали-югу? Я остался, чтобы просто думать о Кришне».
Нитьянанда
ответил: «Канай вернулся. Он уже сходил в духовный мир и вернулся.
Сейчас Он Гауранга Махапрабху и проповедует харинама санкиртану. Я
собираюсь присоединиться к Нему. Ты пойдешь со Мной? Мы собираемся
освободить весь мир и дать людям любовь к Богу».
Он сказал:
«Да, это здорово. Пошли проповедовать».
Нитьянанда
продолжил: «Ты слишком большой, у тебя тело для Двапара-юги, ты должен
уменьшиться, чтобы соответствовать размерам Кали-юги». Нитьянанда
положил ему руку на голову, вжи-и-и-ик, -- и Шридама стал Абхирамом
Тхакуром.
Вот такие
они, освобожденные души, вечные спутники Господа в духовном мире.
Они вместе
отправились в Бенгалию, где встретились с Господом Чайтаньей. В первый
день парикрамы мы были в этом месте, Нанданачарья Бхаване. Затем они
проповедовали все вместе.
А позже,
когда Господь Чайтанья отправил Нитьянанду из Джаганнатха Пури в
Бенгалию, Он дал Ему наставление стать грихастхой и проповедовать будучи
грихастхой. Приятно видеть, как многие ученики Прабхупады женились,
работают в миру, но продолжают помогать проповедовать. Нам нужны
преданные -- и брахмачари, и грихастхи, и ванапрастхи, независимо от
уклада жизни, -- которые бы распространяли послание Господа Чайтаньи,
как этого хотел Прабхупада. В каком бы духовном укладе жизни Прабхупада
ни находился, -- будучи грихастхой, ванапрастхой или санньяси, -- он
постоянно проповедовал.
Когда
Абхирама с Нитьянандой пришли в Навадвипу, Абхирама стал поклоняться
своему Божеству Кришны в прекрасном храме Гопинатхи, расположенном в
Кханакуле Кришнанагаре, в районе Хугли. Даже сейчас вы можете поехать и
увидеть это Божество. Абхирама распространил свое влияние на всю
область. И когда его ученик построил храм Кришна-Баларамы слишком
близко, он сказал ему: «Слишком близко. Люди из моего храма уходят в
твой. Отодвинь свой храм подальше. Конкуренции не должно быть».
Еще один
интересный случай произошел, когда Абхирама был во Вриндаване и
собирался идти в Бенгалию. Он вырвал один волосок со своей головы и
бросил его в Ямуну, волос набух и превратился в девочку, которая на
цветке лотоса приплыла в Бенгалию. Позже она стала его женой и помогала
ему в проповеди. Упоминается, что она очень хорошо танцевала на киртанах.
Мы бывали
в этом месте и читали о деяниях Абхирама. Говорится, что Нитьянанда
ходил по всей Бенгалии, навещая преданных. Он обычно шел с большим
киртаном, затапливал все нектаром, много людей становились преданными,
создавая большие нама-хатты. В каждой области он назначал лидера,
подобно тому как сейчас назначают региональных секретарей.
Время от
времени Нитьянанда навещал их со Своей группой киртана и узнавал, как
идут дела. У них не было электронной почты, не было мобильных телефонов,
поэтому Нитьянанда обходил их одного за другим.
Он спал
там под деревом бакула. Вы знаете, что есть сиддха-бакула в Джаганнатха
Пури и сиддха-бакула в Мамагачхи. Сиддха-бакула в Мамагачхи вы видели,
когда проходили с парикрамой, у него маленькие листья, которые создают
хорошую тень, очень приятную в жаркую погоду.
Говорится,
что Абхирам Тхакур получал отчеты от лидеров в своей области. У них даже
была карта и они рассматривали карту и обсуждали:
-- Мы
освободили всю область, которую поручил нам Нитьянанда. Что происходит в
этой деревне?
-- У нас
там нама-хатта.
-- А в
этой деревне?
-- У нас
там нама-хатта.
-- А в
этой деревне?
-- А здесь
живут одни атеисты и материалисты.
-- А что
вы собираетесь с ними делать? У вас никого нет в этой деревне? Мы можем
провести там программу. Мы можем что-то сделать.
-- Нет, у
нас там никого нет.
-- Хорошо,
идите в соседнюю деревню.
-- Там у
нас большая нама-хатта.
-- Хорошо,
мы проведем там семидневный фестиваль со спектаклями, пирами и
распространением прасада! Потом мы еще проведем такой же фестиваль!
Кого-нибудь привлечет, мы будем им проповедовать и взрашивать их,
организуем нама-хатту в этой деревне и эта деревня тоже получит
освобождение! [Аплодисменты.]
Итак,
вечный спутник Кришны, Шридама, который играл с Кришной во Враджа-лиле,
в Гаура-лиле проповедует! Он размышляет, как освободить каждую деревню,
каждого человека и строит планы, как лучше сделать это.
Все это вы
слышали на нашей парикраме в этом году. Благодаря рассказам многих
преданных, вы могли почувствовать себя частью лилы Господа Чайтаньи
Махапрабху, которая неотлична от Враджа-лилы. И если вы помогаете
Господу Чайтанье проповедовать, то, оставив свое тело, вы непременно
навечно присоединитесь к Нему в Гаура-лиле и одновременно вы войдете в
вечные игры Радхи и Кришны. Харибол!
Можно ли
просить чего-то большего? Нет. [Смех.] Это так. Это наивысшее.
Парама-дхама. Прайоджана.
Есть еще
один интересный момент. Хотя все спутники Господа Чайтаньи, вечно
освобожденные души, обладают всеми восемью йогическими совершенствами и
могут добиться всего, чего пожелают, они проповедовали, используя
обычные способности. Они не демонстрировали свое мистическое могущество.
Правда однажды Абхирама Тхакур все-таки продемонстрировал свое
мистическое могущество, я называю это промашкой.
Однажды
его ашрам посетил йог-мистик. Он подумал: «Эти вайшнавы совсем
распустились. Они не признают нашего могущества! Похоже что, они очень
привязаны к этому дереву бакула. Я видел, как они сидели вокруг него. Я
преподам им урок. С помощью своего могущества я сожгу это дерево!» Пых!
И дерево сгорело дотла.
Кто-то
побежал сообщить о произошедшем Абхираму, который в это время проводил
пуджу своим Божествам.
--
Какой-то сумасшедший йог спалил дерево, под которым обычно сидит
Нитьянанда.
-- Что? --
воскликнул он, вышел из дома и увидел, что от дерева остался один пепел.
-- Какая глупость! [Смех.] А где же будет сидеть Нитьянанда?
Абхирама
вышел из себя. Он воспользовался своим мистическим могуществом и
сказал... Вообще то, я не знаю, что он сказал, наверное что-то вроде:
пунар апи дерево бакула асту, -- ну вы знаете. И оп-па! Дерево появилось
снова. Харибол!
Сжечь
дерево нетрудно [смех], но воскресить из пепла это нечто особенное.
Когда йог увидел все это, он сказал: «Ого, кажется я связался не с теми
парнями». [Смех.]
Затем
Шридама, нет, Абхирама повернулся к йогу. Йог сказал: «Я не это имел в
виду. Простите меня, я предаюсь». И пал к его стопам.
Абхирама
сказал: «Теперь ты должен повторять Харе Кришна и следовать принципам
бхакти-йоги».
-- Я
предаюсь. Я буду делать все, что ты мне скажешь. Ты мой гуру.
-- Хорошо,
побрейте его. [Смех.]
Это дерево
бакула стоит там до сих пор. Обычно дерево бакула цветет один раз в год
и после этого появляются плоды, но это дерево цветет двенадцать месяцев
в году и не плодоносит. Это еще один сиддха-бакула, освобожденный бакула...
Милость.
Когда у
Нитьянанды рождались дети, где бы ни находился Абхирама Тхакур, он
приходил и кланялся Его новорожденным детям, и они умирали, потому что
не были достойны быть детьми Нитьянанды. В конце концов, Кширодакашайи
Вишну и Гангадеви пришли как дети Нитьянанды и Васудхи. И когда Абхирама
поклонился Вирачандре и Ганге Госвамини, они выдержали это испытание.
Сверхдуша,
Кширодакашайи Вишну, пришел как Вирачандра, чтобы лично участвовать в
проповеди. Это особая милость, которая дается один раз в день Брахмы. Но
ее так тяжело дать этим спящим душам. Они не хотят просыпаться. Они так
погрязли в невежестве. Итак это очень сложная задача. Но у нас есть
величайшая милость, у нас есть удивительный процесс, у нас есть высший
мир -- все самое высшее, -- и мы готовы дать это им, а они продолжают
цепляться за это проклятие смерти.
Когда
Нитьянанда ушел с этой планеты, Вирачандра в течение короткого времени
был ответственным за проповедь. Он был очень активным проповедником. Во
времена правления Моголов часть людей насильно была обращена в другую
религию. Не сложно догадаться в какую. Тогда Вирачандра отправился туда,
проповедовал всем и инициировал много людей в вайшнавизм. Без насилия,
без давления, просто проповедуя и завоевывая их сердца. Вирачандра
Прабху ки джай!
И в
комментарии к сегодняшнему стиху Прабхупада дает высокую оценку таким
проповедникам, как Христос и Магомет, и говорит, что благодаря их
деятельности, на земле воцарится долгожданный мир. Мы принимаем каждого,
кто прославляет Верховного Господа, каждого, кто проповедует Его славу,
каждого, кто любит Бога. Такие критерии провозглашает Прабхупада.
Сегодня в
мире очень сильны сектантские настроения, что приводит к фанатизму,
терроризму, и ни правительство, никто другой не могут решить эту
проблему. Прабхупада дал нам рецепт, как справиться с этим: это
универсальное видение санатана-дхармы, бхагават-дхармы, в форме сознания
Кришны, это решение. Мы можем преподносить ее по-разному разным
аудиториям, но суть остается неизменной -- санатана. Прабхупада всегда,
везде, всем говорил, что бхагават-дхарма, связанная с Верховным
Господом, это дхарма, которая может спасти мир, может объединить в одном
общем доме людей с разными взглядами. Шрила Прабхупада ки джай!
Нитай-Гаура-Ситанатха премананде!
Итак мы
должны сделать бхакти-йогу популярной. В этом секрет. Мы должны
действовать в соответствии с местом, временем и обстоятельствами. И это
сокровенное служение Чайтанье Махапрабху. Большое спасибо.
[Аплодисменты.]
Комментарии, вопросы?
Вопрос:
Когда мы совершаем преданное служение, когда мы проповедуем послание
Господа Чайтаньи, когда мы повторяем Харе Кришна, очень часто мы
замечаем, что наша гордость начинает расти. Как нам преодолеть эти
препятствия и кто нам может помочь? Есть какой-то один способ или их
несколько? Спасибо.
ЕС ДПС:
Есть только одно принципиальное решение. Как преодолеть ложную гордость?
Это в целом практика бхакти-йоги: стать инструментом в руках Господа.
Так же как Прабхупада говорил о своей деятельности: «Моя скромная
попытка, моя незначительная попытка». Он всегда вел себя очень смиренно:
«Я пытаюсь действовать от имени Кришны». Мы должны стать
нимитта-матрам, инструментом в руках Кришны. Какой силой мы должны
обладать для проповеди? Кто мы такие? Мы незначительные дживы размером
одна-десятитысячная кончика волоса. Но если мы получим милость Кришны,
если мы получим милость гуру, если мы получим милость Господа Чайтаньи
Махапрабху, мы получим безграничное могущество.
Итак, как
только мы заметим ложную гордость в себе, мы должны понять, что это
величайшее препятствие, что это плотина на пути потока милости,
протекающего через нас. А когда у нас что-то хорошо получается, мы
должны думать, что это милость гуру, милость Кришны. Спасибо Кришна, у
меня все получается только по Твоей милости. Весь процесс состоит в том,
как предаться, как стать инструментом в руках Кришны, и тогда придет
безграничное могущество. А как только вы начинаете гордиться, вы
ограничиваете свое могущество.
Махавишну
Махараджа хочет спросить.
Махавишну
Свами: «Мой гуру самый лучший! Иисус Христос самый лучший! Магомет самый
лучший! А вы, ребята, заблуждаетесь! Мой гуру -- самый лучший гуру! Я
горжусь своим гуру!» -- что, если они думают подобным образом?
ЕС ДПС:
Однажды на лекции, которую я слышал в Атланте, один человек говорил:
«Гуру Нанак то, Гуру Нанак это». И Прабхупада сказал: «Гуру Нанак
велик!» А какая-то другая женщина изрекла: «Иисус Христос -- это путь,
истина и свет». Прабхупада посмотрел на нее и ответил: «Да благословит
вас Господь».
Что вы
скажете? Я однажды спросил Тривикраму Махараджу... Я говорил в
Университете Штата Луизианы на дне свободных выступлений. Один день в
неделю вы можете прийти и рассказать все, что хотите, но слушатели тоже
могут воспринять, как им захочется -- согласиться с вами или нет.
Высказаться могут и лектор, и слушатели. Я дал лекцию о сознании Кришны,
а один фанатичный христианин поднялся и сказал: "Пусть оно сгинет". Я
ответил: «Обычно я проповедовал в Индии и в основном индусам. Опыт
общения с фанатичными христианами у меня небольшой, поэтому я не знаю,
что вам сказать».
Он говорил
очень много негативных вещей, я точно уже не помню, что именно, и тогда
я стал просто задавать вопросы: «В "Бхагавад-гите" говорится, что мы
рождаемся много раз. Из-за наших прошлых дурных поступков мы рождаемся
слепыми или калеками. Почему в Библии говорится, что мы живем только
один раз? И почему тогда рождаются больные люди, калеки? Почему бы не
дать всем равные шансы? Скажите мне, почему?» Тогда все люди ополчились
против него и стали кричать: «Мы хотим знать! Мы хотим знать!» [Смех.]
Парень ответил: «Это загадка».
Я не знаю
поможет ли это наладить отношения, но это один из способов противостоять
агрессии.
Вы можете
думать, что ваш гуру более велик, ваш путь самый правильный. Во время
сафари в Ассаме мы организовали шествие и конференцию во имя Мира и
Единства во всем мире. В подобных мероприятиях принимают участие
правительство и представители всех других административных и социальных
кругов, потому что сейчас в мире терроризм стал острой проблемой. Мы
используем Формулу Мира -- проповедь Сознания Кришны -- но под более
универсальным названием, чтобы другие могли это принять.
Итак, в
нашей процессии принимал участие губернатор штата, генерал запаса, самый
высший чиновник в штате. Он произнес хорошую речь и сказал несколько
слов о религиозной терпимости. Но я считаю, что просто терпимости не
достаточно: мне это не нравится, но я терплю. Должно быть уважение,
признание и уважение. Вы можете считать вашего гуру самым лучшим и
следовать по этому пути, но вы должны уважать мнение других, что их гуру
лучший, а их путь обоснованный. По крайней мере они искренне пытаются
служить Богу.
Это то,
что сознание Кришны должно предлагать. Поскольку вы сознаете Кришну, вы
не должны высказываться категорично, вроде: «Только этот путь
правильный, только он -- гуру. Всех остальных --- стереть с лица земли».
Вот в чем проблема. Мы можем принять то, что вы считаете своего гуру
самым лучшим. Мы говорим: «Для тебя может быть, но есть и другие
истинные гуру. Мы считаем, что Чайтанья Махапрабху лучше. Мы можем
обсудить это объективно, но мы признаем вашего гуру также. Но существуют
также другие истинные гуру, которые распространяют послание Бога и они
тоже достойны уважения -- не того, чтобы их терпели, а уважения,
подлинного искреннего уважения».
Шьямасундара Прабху сказал мне сегодня, что получил электронное письмо
из Москвы о том, что Посол Индии разговаривал с мэром Москвы на
протяжении полутора часов и сказал ему, что правительство Индии очень
озабочено ситуацией вокруг московского храма и мэр пообещал пересмотреть
этот вопрос.
Архиепископ настроен против Кришны. Если бы он обладал хотя бы
терпимостью, хотя бы терпимостью, я уж не говорю об уважении. Если у нас
будет уважение, то в мире не будет проблем. Люди настолько нетерпимы,
неуважительны, оскорбляют другие религии. Истинное уважение -- это то,
что мы можем дать миру и что люди оценят. Каждый думает, что его путь
самый верный, поэтому он и следует по нему, но уважать выбор других
людей тоже почетно.
Итак,
большое спасибо. Харе Кришна.
Перевод Кунджа Кишори дд и Даял Нитая д